|
ь
множество паломников. Само собой, начались стычки с солдатами, быстро
перешедшие в очередную резню. Попутно римские солдаты еще и ограбили храм.
Теперь уже полыхнуло всерьез, как во времена Маккавеев. Восстание охватило всю
Иудею. Римляне были осаждены в Иродовом дворце, в Перее провозгласил себя царем
некто Симон, пастух Атронг с вооруженными бандами подходил к Иерусалиму, Иуда
Гавлонит, сын казненного Иродом мятежника, провозгласил независимость Галилеи.
На выручку отправился наместник Сирии Квентилий Вар, который прошел огнем и
мечом по югу Палестины и по Галилее, разгромив повстанцев. Две тысячи человек
были подвергнуты позорной казни – распятию.
В 6 г. по Р. Х., отчаявшись добиться толку от местного самоуправления,
император превратил Иудею и Самарию в императорскую провинцию. Теперь эта
область управлялась римским наместником. Окраины же римляне оставили под
властью сыновей Ирода. Акты гражданского неповиновения время от времени
продолжались, но восстания, по крайней мере на некоторое время, прекратились.
Не было мира и внутри общества. Инициативы царя Ирода были разорительны для
иудеев, и, как обычно бывает в таких случаях, в первую очередь разорялись
бедняки, на которых землевладельцы и хозяева успешно перекладывали основную
тяжесть налогов. Ирод, как и царь Соломон за тысячу лет до него, прививал
верхушке общества вкус к безумной римской роскоши, в то время как большинство
населения вело жизнь трудную, голодную и примитивную.
Подлинным бичом общества были налоги. В Римской империи право сбора налогов
продавалось на аукционах. Человек, купивший его, должен был выплатить
правительству определенную сумму: все, что удавалось собрать сверх того, он
имел право оставить себе. Потом эту систему упразднили, потому что
злоупотребления перешли все мыслимые пределы, но свою роль она сыграла.
Жители Иудеи платили три крупных налога: 10 процентов зерна и 20 процентов вина
и фруктов, подоходный налог, составлявший 1 процент доходов, и персональный,
взимавшийся с каждого мужчины в возрасте от 14 до 65 лет и с каждой женщины от
12 до 65 лет. Кроме того, существовали пошлины на все ввозимые и вывозимые
товары – от 2,5 до 12,5 процентов. А также плата за проезд по большим дорогам и
мостам, за въезд на базарные площади, в города, налог на вьючных животных, на
колеса и оси повозок, на все покупаемые и продаваемые товары. Существовали и
местные налоги, и храмовая десятина. Земледельцы платили за аренду полей и
виноградников, иной раз до половины урожая. Что же оставалось людям?
Сборщики налогов, или мытари, были самыми презираемыми людьми в Иудее, немногим
лучше прокаженных, иногда даже хуже: прокаженный, например, мог входить в
синагогу, в особую комнату, а мытарь не мог. Он был включен в список нечистых
существ, не имел права быть свидетелем в суде, ему всеми способами выражали
презрение, а он отвечал так, как мог – мздоимством и жестокостью. Призвав
мытаря Матфея в число Своих учеников, Иисус совершил шаг, для иудейского мира
беспрецедентный и немыслимый.
Что касается храмовых налогов, то американский библеист У. Баркли приводит
печальную иудейскую притчу о вдове, имевшей двух дочерей и поле. «Когда она
начинала пахать, Моисей (то есть закон Моисеев), говорил: “Ты не должна пахать
с волом и ослом в одной упряжке”. Когда она начинала сеять, он говорил: “Ты не
должна засевать поля смешанными семенами”. Когда она начинала жать и копнить
зерно, он говорил: “Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то
не возвращайся взять его” и “не дожинай до края поля твоего” (законы в пользу
бедных. –
Е П.).
Она начинала молотить, а он говорил: “Принеси мне жертву, и первую, и вторую
десятину”. Она выполнила приказания и отдала их всех ему (и третью десятину –
римскому правительству. –
Е П.)
Что же сделала бедная женщина дальше? Она продала свое поле и купила две овцы,
чтобы сделать себе одежду из шерсти и получить выгоду от ягнят. Когда овцы
объягнились, Аарон (т. е. требования священников) пришел и сказал: “Дай мне
первенцев”. Когда пришла пора стрижки овец и она остригла их, Аарон пришел и
сказал: “Дай мне начатки от шерсти овец твоих”. Тогда она подумала: “Я не могу
выстоять, зарежу-ка я овец и съем их”. Тогда пришел Аарон и сказал: “Отдай мне
плечо, челюсти и желудок”. Тогда она сказала: “Даже когда я зарезала их, я не
могу спастись от тебя. Вот, я заклинаю их”. Тогда Аарон сказал:
“В таком случае они принадлежат мне целиком”. Он взял их и пошел, оставив
плачущую вдову с двумя дочерьми».
При этом храмовые сборщики налогов были ничуть не более человеколюбивы, чем
мытари. Они врывались в дома, отбирая положенный налог силой или беря взамен
имущество. Платить приходилось за все. Кроме храмовой десятины, был еще налог в
полсикля, или два динария (плюс к тому римский подушный налог в один динарий),
а кроме того, приходилось за каждое отступление от закона приносить жертвы, а
закон был мелочен и неудобен к исполнению.
Самое известное из установлений иудейского закона – это, конечно, суббота. Но
христианам опять же даже не понять, что это такое. Книжники проводили время в
разработке бесчисленных установлений, что можно делать в субботу, а что нельзя.
Для начала было установлено 39 видов деятельности, которыми нельзя было
заниматься в субботу – в том числе и готовить пищу. Но это было только начало.
Дальше последовала тщательная регламентация каждого пункта. Например, нельзя
носить тяжесть. Но что такое тяжесть? Сначала установили, что тяжесть – все,
что превышает вес двух винных ягод. Потом и это детализировали. «Пища, равная
по весу высушенной фиге; вино, достаточное для того, чтобы разбавлять в бокале;
глоток молока; мед, необходимый для того, чтобы положить на рану; клочок бумаги,
достаточный для того, чтобы написать таможенную декларацию; чернила,
достаточные для на
|
|