|
каз взять
деревню, которая располагалась на скалистой возвышенности с дальней стороны
глубокой долины. Деревня называлась Михмас, и это название показалось командиру
чем-то знакомым. В конце концов, он отыскал его в 13-й главе 1-й Книги Царств,
где и прочел о том, что “Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися
при них, засели в Гиве Вениаминовой
[21]
, филистимляне же стояли станом в Михмасе”».
[22]
Офицер нашел в Книге книг подробное описание того, как Саул взял Михмас,
предположил, что проход, которым Саул подошел к деревне, мог сохраниться до сих
пор, обнаружил его и победил турецкий гарнизон точно таким же способом, каким
за три тысячи лет до него первый иудейский царь побил филистимлян.
Однако навязанного филистимлянами сражения лицом к лицу на открытой местности
иудейская армия не выдержала – противник был намного сильнее и лучше вооружен.
В кровавом бою в Изреельской долине армия Саула была разбита, сыновья царя
погибли, а сам он покончил жизнь самоубийством. Результатом поражения стала
полная оккупация Израиля.
На смену Саулу пришел один из его военачальников, начинавший как оруженосец
царя, по имени Давид – человек, занявший исключительное место в еврейской
истории. Ни одного царя иудеи не ставили рядом с ним, даже сына его Соломона.
Давид был дальновидным и гибким политиком, хотя и не обремененным особыми
моральными принципами (впрочем, окружающие были ими обременены ничуть не больше
– время тогда было такое). Он не стал сразу связываться с филистимлянами. Более
того, в какой-то момент своей бурной жизни, еще до смерти Саула, он даже
некоторое время жил у них и служил одному из их царей.
И без того беспокойному иудейскому царю было с кем воевать. Он начал с
наступления на юг, на царство Едом. Сделал он это не просто из любви к войне.
Едом находился рядом с Аравийской пустыней, богатой медью и железом. До сих пор
монополию на производство железа в Ханаане держали филистимляне, теперь у
иудеев появились мечи и копья не хуже, чем у противника. Затем он ударил на
север, на арамейцев, еще расширив территорию Израиля. Для защиты от филистимлян
Давид построил крепости. Наконец, в 995 г. до Р. Х. он взял мощную крепость
Иерусалим, один из древнейших городов мира. Иерусалим упоминается еще в Книге
Бытия под названием Салим – именно царю салимскому Мелхиседеку Авраам после
победы над четырьмя царями принес десятину.
С этой победой Давида связана любопытная история. На самом деле: как могли
иудеи взять древнюю мощную крепость? Описания этого в Библии нет. Однако в
английском ее тексте, переведенном с древнееврейского языка, есть одно слово,
которого нет в русском переводе, сделанном с древнегреческого. У нас 8 строка 5
главы 2-й Книги Царств звучит так:
«И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и
хромых, и слепых, ненавидящих душу Давида…».
В английском же переводе говорится:
«Всякий пусть поднимается к канаве и поражает Иевусеев…»
Что это еще за канава?
Как рассказывает Келлер, приведший эту захватывающую историю, в еврейском
оригинале употребляется слово «синнор», что могло означать не только «канаву»,
но и «шахту» или «источник». А теперь сама история.
В 1867 году один англичанин, капитан Уоррен, вместе с паломниками посетил
знаменитый «Гихон», или «Источник Девы Марии» – родник близ Иерусалима, где, по
легенде, Мария стирала пеленки своего сына. Кроме прочего, на протяжении
тысячелетий этот родник был одним из основных источников воды для города.
Англичанин заметил какую-то щель в своде пещеры и спросил, что это такое, – но
ему ничего не ответили. Тогда любопытный капитан взял лестницу и веревку и
решил подняться к щели. Там оказалась узкая расщелина, прорубленная в стене.
Уоррен поднялся по ней и нашел узкий коридор, явно искусственного происхождения,
потому что в скале были вырублены ступеньки. После путешествия в кромешной
тьме он дополз до пещеры, выбрался из нее и… оказался в центре Иерусалима.
По-видимому, это и была та самая библейская «канава».
В 1918 году другой англичанин, Паркер, исследовал найденный Уорреном проход.
Оказалось, что еще во II тысячелетии до Р. Х. жители Иерусалима прорубили в
скале тоннель – на случай осады, чтобы не остаться без воды. Скорее всего,
взятие Иерусалима происходило так: иудейские разведчики отыскали проход, по
нему воины Давида прошли внутрь города, а дальше уже – дело техники…
Давид перенес столицу в Иерусалим. К концу его царствования существовавшая на
грани уничтожения страна укрепилась и расширилась. Кроме прочего, именно Давид
начал собирать и записывать историю народа, для чего даже ввел при своем дворе
специальную должность «дееписателя», или летописца, войдя тем самым в круг
цивилизованных владык.
Из всех своих многочисленных детей от многочисленных жен Давид выбрал
преемником Соломона.
Третий царь иудейский, Соломон – самый, пожалуй, известный из царей древнего
мира. Кто слышал про таких гигантов, как ассирийские цари с их непроизносимыми
именами? Кто может сразу, навскидку, назвать больше одного-двух египетских
фараонов? А Соломона знают все. Правда, славой своей он обязан не реальному
земному могуществу, а тому, что оказался одним из заметных героев самой
известной книги за всю историю человечества. Там он назван величайшим царем
|
|