|
рактически не увеличивалась за счет
переселенцев, и латинская община все больше превосходила ее по числен-ности. В
атмосфере религиозной терпимости от нее уже не требовалось исполнять роль
буфера между латинским христианством и исламом. Наконец, Рожер установил
твердый контроль над латинской церковью и больше не нуждался в альтернативе. Но
никакой дискриминации греков не замечалось. Учитывая, что Отвили всегда
испытывали смешанные чувства по отношению к Византийской империи — восхищение
ее институтами и искусством сочеталось с недоверием (в котором присутствовала
немалая доля ревности), — для них было бы простительно рассматривать чужеродное
меньшинство, чьи политические и религиозные симпатии казались откровенно
сомнительными, как людей второго сорта. Но они никогда так не поступали. Рожер
и его преемники поддерживали своих греческих подданных, когда они в этом
нуждались, и заботились об их благоденствии и благополучии их церкви. В течение
целого столетия на Сицилии были греческие адмиралы, и по крайней мере до
окончания правления Рожера вся фискальная система оставалась в руках греков и
арабов31. Акценты сместились вполне закономерно. Хотя и подчинявшиеся формально
латинским церковным властям василианские монастыри продолжали в большом
количестве возникать в течение пятидесяти лет. Особой известностью пользовался
монастырь Святой Марии, около Россано в Калабрии32, основанный в период
регентства Аделаиды в начале века, и дочерний ему монастырь Спасителя в Мессине,
построенный на тридцать лет позже. Он вскоре стал главным греческим монастырем
на Сицилии, но он же оказался последним. С тех пор королевские благодеяния
изливались на новые латинские обители — монастырь Святого Иоанна в Эремити, а
позже — Маниаче и Монреале.
К счастью, оставалась такая возможность, как личное покровительство, и
кажется очень правильным, что самая прекрасная греческая церковь на всей
Сицилии, единственная способная до сих пор соперничать в красоте с дворцовой
часовней и собором в Чефалу, была выстроена и одарена самым блистательным из
всех греков, вписавших свои имена в историю королевства.
Хотя изначальное и правильное имя этой церкви Святая Мария
Адмиральская33 остается вечным памятником ее основателю, Георгий Антиохийский
не нуждался в таких мемориалах, чтобы обеспечить себе место в истории. Мы уже
рассказывали об одаренном юном левантинце, который, прослужив какое-то время у
султанов из династии Зиридов в Махдии, бежал на Сицилию и в 1123 г. использовал
свои великолепные познания в арабском и доскональное знакомство с тунисским
побережьем, чтобы обеспечить единственную победу в первой злополучной
африканской экспедиции Рожера. С тех пор он, как командующий сицилийским флотом,
служил своему королю верой и правдой, на море и на суше, сделавшись в 1132 г.
первым обладателем самого гордого титула, который могла ему дать его приемная
родина, — эмир эмиров, верховный адмирал и первый министр королевства.
Строительство церкви отнюдь не было тихой радостью его преклонных лет, а тем
более — утешением после ухода в отставку. В 1143 г., когда она была основана,
ему, по-видимому, было пятьдесят с небольшим; спустя несколько недель он
отправился со своим флотом в новую североафриканскую экспедицию, на сей раз
более успешную; а до своей смерти ему еще предстояло водрузить силицийский флаг
на берегах Босфора и вернуться в Палермо со всеми секретами — и многими
ведущими мастерами — византийского шелкового производства.
Однако при том, что великий адмирал и без того обеспечил себе
бессмертие, все же кажется немного несправедливым, что сокращенное и более
известное название его церкви увековечивает не его память, а некоего Жоффрея де
Марторану, основавшего в 1146 г. поблизости бенедиктинский женский монастырь, к
которому спустя примерно три века церковь Георгия была присоединена. К
сожалению, изменения не ограничились именем. По внешнему облику Мартораны —
таким образом, несмотря на высказанные возражения, нам придется ее называть —
невозможно догадаться о ее происхождении. Некогда ее внешний облик также
поражал. В Рождество 1184 г. ее посетил арабский путешественник Ибн Джубаир,
возвращавшийся из паломничества в Мекку. Он писал: «Мы видели самое
замечательное строение, которое нам не под силу описать, и потому мы вынуждены
молчать, ибо это самое красивое здание в мире... У него есть колокольня,
поддерживаемая колоннами из мрамора и увенчанная куполом, покоящимся на других
колоннах. Это одна из самых чудесных построек, виденных нами когда-либо. Пусть
Аллах по милосердию и доброте почтит это здание призывами муэдзина».
Глядя сейчас на Марторану, можно пожалеть, чтобы мольбы Ибн Джубаира не
были исполнены. Его единоверцы едва ли общались с ней хуже, чем христиане. Само
здание он бы не узнал; в отличие от соседней церкви Сан Катальдо, чьи три
тяжелых купола безошибочно, хотя излишние навязчиво, выдают в ней нормандскую
постройку середины XII в., эта подлинная жемчужина среди сицилийских церквей
одета мрачным барочным декором. Только романская колокольня, купол которой
провалился во время землетрясения в 1726 г., привлекает взоры путешественников
своими совершенными пропорциями и заставляет их войти внутрь.
Внутри тоже все не так, как было. В конце XVI в. церковь перестроили и
расширили, чтобы она могла вмещать всех монахинь, а в течение XVII в. эти
прискорбные деяния продолжались. Западную стену снесли, прежние атриум и
притвор включили в основное пространство церкви. Еще труднее смириться с тем,
что в 1683 г. была разрушена главная апсида со всеми ее мозаиками и на ее месте
возвели маленькую, украшенную фресками часовенку, уродство которой, несмотря на
все старания реставраторов XIX в., невозможно скрыть.
Такова нынешняя Марторана. Восточная ее оконечность разрушена, западные
помещения никогда не удастся восстановить в первозданном виде. Чудесным образом,
однако, в центральной части старинная церковь Георгия все еще выглядит так же,
как в момент ее освящения или в тот ден
|
|