Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Джон Норвич - Нормандцы в Сицилии :: Д.Норвич - Нормандцы в Сицилии. Второе норманское завоевание(1016 - 1130)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
орговых баз, они 
привезли вино и оливы, и остров скоро превратился в процветающую колонию, в 
один из важных центров просвещенного греческого мира: здесь родился поэт 
Стесихор Гимерийский, которого боги поразили слепотой за то, что он 
оскорбительно отзывался о Елене Троянской, и философ Эмпидокл Агригентский, 
который написал ученый труд о переселении душ и, уже почти пройдя долгое и 
утомительное ученичество в качестве куста, внезапно оставил свое смертное тело 
ради высших целей, когда утром 440 г. другие научные исследования завели его 
слишком далеко в кратер Этны. Но золотой век длился недолго. Пелопоннесская 
война и знаменитая афинская военная экспедиция подготовили почву для первого 
вторжения карфагенян, которые, вместе с различными греческими тиранами (из 
которых самый знаменитый - Дионисий Сиракузский) вплоть до III в. до н. э. 
использовали остров как военный плацдарм. Наконец, в 241 г. после Первой 
Пунической войны залитая кровью Сицилия сделалась римской провинцией.
        В эпоху Республики Сицилия не могла ждать от римлян ничего хорошего. 
Ужасный комплекс неполноценности, который они испытывали, когда соприкасались с 
греческой культурой, заставлял их безжалостно разорять и жестоко 
эксплуатировать захваченные греческие земли. Несколько греческих городов смогли 
сохранить свою независимость, но на большей части острова обнаженные рабы 
трудились на полях, сея и собирая зерно для Рима. Время от времени серьезный 
мятеж рабов или скандал, подобный делу о взяточничестве Верреса, о котором нам 
известно из обличений Цицерона, привлекал ненадолго внимание к бедственному 
положению острова, но по большей части Сицилия переносила свои страдания молча. 
В период империи ситуация немного улучшилась; Адриан, этот неутомимый 
путешественник, посетил Сицилию в 126 г. н. э. и взобрался на Этну, но и тогда 
острову отводилась всего лишь роль главной житницы Рима. Соответственно к нему 
и относились. Никто не пытался принести на остров римскую цивилизацию, и, 
невзирая на некоторое количество латиноговорящих поселенцев, Сицилия оставалась 
в основном греческой по языку и обычаям.
        К середине V столетия Римская империя на Западе оказалась на краю 
гибели, и все больше и больше провинций и колоний выскальзывало из ее хватки. В 
440 г. н. э. Сицилия пала перед вандалами, которые вскоре передали ее по 
договору остготам, и некоторое время на острове хозяйничали готские вожди. К 
сицилийцам они относились неплохо, но те постоянно негодовали на то, что 
вынуждены подчиняться варварам. Жители острова с восторгом приветствовали 
«освободительное» войско Юстиниана. Готы отступили без сопротивления повсюду, 
за исключением Панорма - нынешнее Палермо, -- который тогда был всего лишь 
маленьким второсортным портом7. Здесь готский правитель попытался держать 
оборону; но Велизар, самый блестящий из генералов Юстиниана, приказал 
византийскому флоту войти в гавань и стать на рейд так близко к берегу, чтобы 
мачты кораблей возвышались над городскими стенами. Затем он велел воинам сесть 
в шлюпки и поднял их на реи, так что византийцы могли оттуда стрелять по 
защитникам города. Готы сдались.
        Сицилия вновь стала имперской провинцией. Одно время она едва не 
превратилась в нечто большее. В середине VII в. византийский император 
Констанций II, справедливо беспокоясь о будущем своих западных провинций в 
условиях бурного распространения ислама, принял радикальное решение - сдвинуть 
центр империи на запад и, соответственно, перенести столицу. Первым в голову 
приходил, очевидно, Рим. Но после огорчительного двенадцатидневного визита туда 
в 663 г. - Констанций был первым императором за почти триста лет, посетившим 
Мать Городов, - он переменил свое мнение и остановил свой выбор на более 
«греческих» по атмосфере Сиракузах. Очень заманчиво попытаться представить себе,
 как развивалась бы история Европы, если бы столица Византийской империи 
осталась на Сицилии; но придворные не могли смириться с подобной переменой, и 
пять лет спустя один из них, обезумев от тоски, напал на императора в ванне и 
убил его мыльницей. К тому времени арабы обратили свои помыслы к Малой Азии и 
самому Константинополю, так что сыну и наследнику Констанция Константину IV 
Бородатому не оставалось ничего другого, кроме как вернуться на Босфор. Сицилию 
снова оставили в покое.
        Жизнь на острове текла более-менее спокойно в продолжение VIII 
столетия; в этот период Сицилия, как и Калабрия, стала прибежищем для 
изгнанников, бежавших от эксцессов иконоборчества в Константинополе, но в IX в. 
мирному существованию пришел конец. Мусульмане ждали достаточно долго. Они к 
тому времени захватили все североафриканское побережье и тревожили остров 
неожиданными набегами. В 827 г. они использовали свой шанс захватить Сицилию. 
Византийский правитель Сицилии, по имени Ефим, был смещен со своего поста после 
неподобающего приключения с местной монахиней. Он в ответ взбунтовался, 
провозгласил себя императором и призвал на помощь арабов. Они высадились, 
быстро закрепились на острове, не обращая внимания на Ефима (который все равно 
вскоре был убит), а через три года взяли приступом Палермо, объявив город своей 
столицей. Последующее их продвижение происходило очень постепенно: Мессина пала 
в 843 г., а Сиракузы только в 878-м, после долгой и трудной осады, в течение 
которой защитники дошли до каннибализма. Но после этого византийцы признали 
поражение. Несколько крепостей в восточной части острова держались немного 
дольше: последняя, Рометта, просуществовала до середины X в. - но в том июне, 
когда знамя пророка взвилось над Сиракузами, Сицилия стала, по существу, частью 
мусульманского мира.
        Когда война окончилась и в стране вновь воцарился порядок, жизнь 
большинства христиан продолжалась достаточно безбедно. Им предоставили полную 
свободу при условии уплаты ежегодной дани, которую многие предпочитали 
принудительной военной службе, требовавшейся при византийском правлении. Кроме 
того, сарацины проявили на Сицилии, как почти везде, редкую религиозную 
терпимость, которая позвол
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-