Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: М.Вачнадзе, В.Гурули, М.Бахтадзе - ИСТОРИЯ ГРУЗИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-
 
территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является 
одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный 
с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, 
отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так 
же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь 
в первой половине I тыс. до н. э. Изучение древнегрузинских наименований 
растений, животных и т. д. эпохи существования общекартвельского языка основы 
(III тыс. до н. э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. 
до н. э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на 
территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н. э., предполагается существование языка-основы картвельских 
языков, так же как языка-основы других групп кавказских языков 
(востночнокавказские, т. е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или 
абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы 
кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка 
– общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд 
древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, 
хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта 
гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со 
стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют 
началом II тыс. до н. э. В это время получило первые импульсы выделение 
сванского, существующее же долго и после этого картско-занское 
(мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н. э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и 
мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли 
возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н. э. Речь идет об 
обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена 
ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, 
появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с 
южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала 
сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся 
еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также 
находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II 
тыс. до н. э. следует локализовать в северной части распространения грузинских 
племен, хотя в это время, так же как и в I тыс. до н. э., они, видимо были 
широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии.
 К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного 
края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую 
этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. 
сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения 
на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных 
писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в 
основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не 
привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто 
упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII-VII вв. до н. э. В этих 
племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные 
грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они 
(в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении 
восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют 
субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы,
 кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы,
 рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, 
пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той 
или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. 
Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и 
мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, 
используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое 
и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, 
так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-