|
неверных; Бедиани, правитель Мегрелии и кутаисский царь Баграт обещают вывести
столько же воинов, сколько и царь Георгий. Император Трапезунда, его зять
Узун-Гасан и Бердебек Армениели породнились и обещали открыть нам путь к морю и
на суше и всеми силами вместе с нами выступить в поход против османов» (в
коалицию входили последний император Трапезундской империи Давид, предводитель
«Белых ягнят» Узун-Гасан и князь киликийской Армении).
Грузинские послы встретились с венгерским царем, с императором Священной
Римской империи, королем Франции (присутствовали при короновании нового короля),
с папой Римским и с миланским герцогом, но эти встречи не привели к цели –
антиосманскую коалицию так и не удалось создать.
Пока существовала идея создания антиосманской коалиции, царь и князья сохраняли
мирные отношения между собой, но после провала этой идеи спокойствие нарушилось.
В 1462 году против царя восстал имеретский эристав Баграт. В 1463 году в
Чихорской битве царь Георгий VIII потерпел поражение и Баграт объявил себя
царем Имерети. В 1465 году Георгий VIII проиграл сражение при Паравани с
самцхийским князем Кваркваре и попал в плен. Этим воспользовался царь Имерети
Баграт и занял Тбилиси. Кваркваре освободил царя Георгия VIII в надежде, что
Баграт и Георгий в обоюдной борьбе понесут большой урон и ослабят друг друга.
Единственное, что удалось Георгию VIII-ому – это воцариться в Кахети.
Во второй половине XV века борьба между «Черными ягнятами» и «Белыми ягнятами»
закончилась победой последних. Их предводитель Узун-Гасан вторгался в Грузию
пять раз и каждый раз жестоко опустошал страну. Однако, когда ему было нужно,
он выступал в роли союзника Грузии в борьбе против османов.
С 1466 года Баграт VI считался царем Картли – Имерети, но в основном он
находился в Западной Грузии. В Картли царствовал Константин II. Мирные
отношения между царями вскоре переросли в острое противостояние. В 70-ых годах
XV века Баграт VI пошел на противоречащий единству страны шаг. Он
воспользовался тем, что в Грузии для сбора пожертвований находился патриарх
Антиохии и Иерусалима Микаэл и велел ему рукоположить архиепископа
Цаиши-Бедиеликатоликосом «Лихт-Имери и Абхазети». По его же поручению Микаэл
составил «Заповеди веры», в которых утверждалась абсурдная идея: поскольку св.
Нино проповедовала христианство в Восточной Грузии, а Андрей Первозванный – в
Западной, то восточногрузинская и западногрузинская церкви должны были
существовать раздельно.
В 1478 году Баграт VI умер. Его сын Александр не смог занять престол, так как
этому воспротивились западногрузинские князья. Константин II восстановил свою
власть в Западной Грузии.
В 1483 году в Арадетской битве Кваркваре Джакели нанес поражение войску
картлийского царя. Этим воспользовался Александр Багратович и воцарился в
Имерети. Но Константин I не собирался так легко сдавать своих позиций и
мириться с распадом страны. В 1490 году он созвал большой Совет и испросил
совета. Вахушти Багратиони сообщает, что царю дали совет не противиться
отделению царств и княжеств: «пусть время все рассудит».
После этого царь и атабаг пришли к соглашению и установили границы своих
владений. Так был официально оформлен распад Грузии.
В то время, когда Грузия стояла перед лицом большой опасности, страна была
раздроблена на части: царства Картли, Кахети, Имерети во главе с династией
Багратиони и княжество Самцхе во главе с Джакели.
В последующие века кровь проливалась не столько за объединение Грузии, сколько
за выживание грузинской нации. Социально и экономическое положение Грузии в
XIII-XV веках 1. Социальное положение. Лихолетье XIII-XV веков резко повлияло
на социальную обстановку в стране. Больше всех пострадало крестьянство. Не
прекращавшиеся на протяжении трех веков войны с иноземными захватчиками вызвали
резкое сокращение слоя крестьян. Нарушилось соотношение между отдельными слоями
общества. Крестьянство еще более обеднело. Усилилась эксплуатация крестьян. Им
приходилось выплачивать налоги, установленные завоевателями и традиционные
налоги своему господину. Феодалы (дидебулы, азнауры) для сохранения своего
господствующего положения усиливали крепостной гнет крестьян и постоянно
увеличивали налоги.
Одним из средств защиты от крепостного гнета крестьян было бегство от своего
господина. Они покидали обжитые земли своих предков и устремлялись туда, где
были лучшие условия жизни. Государство всеми мерами боролось с этим явлением.
Согласно судебнику Бека-Агбуги, феодал имел право вернуть бежавшего крестьянина,
если искал его в течение тридцати лет, а если нет – то в течение семи лет. В
то же время, если крепостной крестьянин желал вернуться к старому господину, то
новый господин не имел права его удерживать.
Изменения коснулись и слоя мсахури. Ухудшилось их правовое и экономическое
положение. По судебнику Бека-Агбуги, если мсахури прислуживал азнауру, его
|
|