Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: М.Вачнадзе, В.Гурули, М.Бахтадзе - ИСТОРИЯ ГРУЗИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-
 
Никакие карательные походы не смогли заставить грузинский народ подчиниться 
поработителям и смириться с их господством. Борьба против них разгоралась с 
каждым днем все сильнее. К концу VIII века господство арабов в Грузии 
постепенно ослабло. Культура Грузии в IV-VIII веках Объявление христианства 
государственной религией в IV веке и его распространение по всей Грузии 
заложили основу новой грузинской, христианской культуре, которая в свою очередь,
 опиралась на местные культурные традиции и достижения, которые имелись в 
Грузии. Хотя, естественно, определенное наследие языческой культуры было 
неприемлемо для христианства.

Изменилась система летосчисления. Согласно грузинской традиции, от сотворения 
мира до рождества Христова прошло 5604 года. Этот период делится на 532 
обращения (532-летний цикл, или обращение был взят потому, что совпадение 
солнечного и лунного календарей и их повторение происходит через каждые 532 
года). Каждый год обращения называется хорониконом. XII-ое обращение 
закончилось в 780 году нового летосчисления. Действующая ныне система 
летосчисления со дня рождества Христова была создана в VI веке Дионисем Мцире.

1. Грузинская письменность. Христианство было книжной религией. Для совершения 
богослужения требовалась переводная церковная литература на грузинском языке. 
Это, естественно, способствовало развитию грузинской литературы и широкому 
использованию грузинской письменности. Грузинский алфавит, согласно Леонтию 
Мровели, был создан царем Фарнавазом. Дошедший до нас образец древнейшей 
грузинской письменности найден в Палестине, в развалинах грузинского монастыря 
и датируется 30-ыми годами V века. Из найденных на территории Грузии надписей 
самой древнейшей является надпись на Болнисском Сиони (493-494 гг.). Часть 
ученых считает, что болнисская надпись относится к IV веку и упоминаемый в ней 
Пероз является не иранским шахом, а зятем царя Мириана – Фероз.

Древнейший вид грузинской письменности называется мргловани, или асомтаврули 
(заглавное письмо) Позднее, с развитием быстрого письма и в целях экономии 
писчего материала написание букв изменилось и возникло строчное письмо 
(«нусхури»). От «нусхури» развилось «мхедрули» (гражданское, светское).

Проблему происхождения грузинского алфавита ученые трактуют по-разному. Иванэ 
Джавахишвили полагал, что оригиналом грузинской письменности можно считать 
финикийское письмо, освоение которого нашими предками происходило до VII века 
до н. э. В настоящее время принята другая точка зрения, согласно которой 
прототипом грузинского алфавита является греческий.

2. Литература. Первым грузинским литературным памятником является 
агиографические произведение «Мученичество Шушаник» (V в.) Якоба Хуцеси 
(Цуртавели). В VI веке было написано «Мученичество Евстате Мцхетели», автор 
которого неизвестен. В этом сочинении излагается история перса Евстате, 
отвергшего огнепоклонство и принявшего христианство, за что и был казнен. 
Блестящим памятником грузинской литературы VIII века является «Мученичество Або 
Тбилели», написанное Иоане Сабанисдзе.

3. Просвещение и философская мысль. В Грузии всегда уделялось большое внимание 
просвещению. В IV веке в Фазисе действовал просветительский центр, куда 
приезжали учиться даже из самой Римской империи. Здесь получили образование 
известные философы Фемистий и его отец Евгений. Во второй половине IV века 
здесь творил ученый и философ, представитель царского рода Бакур. По 
неизвестным нам причинам Бакур жил в Восточной Римской империи. Своей 
творческой деятельностью он приобрел большую славу и влияние. Он был также 
одним из известнейших полководцев империи. Бакур прославился своей широкой 
образованностью, философским мышлением, справедливостью и мужеством. В V веке 
широкую известность приобрел философ и церковный деятель Петр Ивер. В 
малолетстве его отправили заложником в Византию. Он убежал из императорского 
дворца и прибыл в Иерусалим, где постригся в монахи. В конце концов Петр Ивер 
обосновался в Иерусалиме и стал епископом Маиуме. Петр Ивер пользовался большой 
славой и влиянием в Византии. С его именем связано основание грузинских 
монастырей в Палестине. Особенно возрос интерес к Петру Иверу после того, как 
известный грузинский ученый Шалва Нуцубидзе высказал мнение об идентичности 
Петра Ивера и псевдо-Дионисе Ареопагеля.

Ареопагические сочинения, которые нашли широкое распространение и были 
переведены на многие языки мира, оказали огромное влияние на средневековое 
мышление.

В VI-VII веках в Палестине занимался активной творческой деятельностью Иоане 
Мосхи (Месхи), автор сборника новелл «Рай».

4. Искусство. Традиции строительного искусства в Грузии существовали с давних 
времен. Введение христианства предъявило новые требования архитектуре, а опыта 
строительства церквей нового стиля у грузин не было. Грузинские зодчие взяли за 
образец базилику (церкви с двускатными крышами), с ярко выраженными 
национальными чертами. Древнейшей базиличной постройкой является храм Дзвели 
Шуамта, однако без длинного ряда колонн, характерного для базилики. К 
памятникам V века относятся: Болнисский Сиони, Урбнисский храм, тбилисский 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-