|
значении этих сведений см. С. Н. Джанашиа, Сведения Константина Порфирородного
о Багратионах Тао-Кларджети.
114. В списке царицы Мариам имени этого эристава нет. Имя «Гурген»
восстанавливает Такайшвили (см. Картлис цховреба, список царицы Мариам, изд.
1906 года, с. 349; История Сумбата, указанное издание Такайшвили, с. 66, § 59).
Константин Порфирородный титулует его магистром, Такайшвили не согласен с этим
(указ. изд., с. 33). Об этом Гургене см. указанную работу С. Джанашиа.
115. Давид, царь картвелов (923 – 937). Константин Порфирородный титулует его
магистром. Сведения о нем имеются и у Иоанна Драсханакертци (см. указ. издание,
с. 45).
116. Этого Ашота Е. Такайшвили называет IV, Ашотом IV считает он и Ашота
курапалата, скончавшегося в 954 году (см. Генеалогическую таблицу указанного
грузинского издания «Истории» Сумбата). Этот Ашот скончался в 939 году.
117. Гурген Великий, эристав эриставов. Как было указано, Константин
Порфирородный именует его магистром. Об этом Гургене см. Е. Такайшвили,
указанное издание, с. 33 и с. 83, прим. № 22; С. Джанашиа, указ. раб., с. 79 –
85.
118. Давид Мампали скончался в 943 году. Константин Порфирородный называет его
«великим». О нем см. С. Джанашиа, указ. раб., с. 79.
119. Баграт магистрос, эристав, с 937 года царь картвелов, скончался в 945 году
(см. Генеалогическую таблицу указанного издания Е. Такайшвили).
120. После смерти Ашота I его старший сын Адарнасе утвердился в провинции
Кларджети с центром в Артануджи и его потомков называют «Кларджи»,
«Артануджели».
121. Ашота IV курапалат скончался в 954 году (см. Е. Такайшвили, указ. издание,
с. 34 и с. 84, прим. № 29).
122. Сумбат I, эристав эриставов в надписи Ишхани именуется антипатос-патрикием,
с 954 года курапалат, строитель церкви Долискана в Артвинском районе,
скончался в 944 году. Упоминает его арабский историк Масуди (Е. Такайшвили,
указ. издание, с. 85, прим. № 30).
123. Баграт, эристав эриставов, царь картвелов, по прозвищу «Регвени»,
скончался в 994 году. По мнению Такайшвили, «регвени – молодой, неопытный,
глупый» (указ. перевод, с. 150, прим. № 4). По мнению Ш. А. Бадридзе, «Регвени»
«Своевластный и непокорный по отношению к своему сеньору» (см. Ш. А. Бадридзе,
Заметки о биографии Баграта Багратиони, прозванного «Регвени», Сообщения
Академии наук Грузинской ССР, 61, № 2, 1971 г., с. 505 – 507).
124. Адарнасе IV курапалат, который скончался в 983 году.
125. Баграт, эристав эриставов, один из строителей церкви Ошки. В источниках он
упоминается как строитель церквей, собиратель священных книг. Предполагают, что
добавления к «Житию Григола Хандзтели» о чудодейственных святых, принадлежат
ему (см. Такайшвили, указ. издание, с. 86 – 88, прим. № 38; W. Djobadze, The
Donor Reliefs and the Date of the Church Oski, Byzantinische Zeitschrift, 69
Band. April 1976. Heft 1. с. 39 – 62).
126. Давид курапалат, «великий», царь Тао. Скончался, согласно сообщению
Сумбата, в 1001 году. Опираясь на сведения армянских источников, К. Н. Юзбашян
датой его смерти считает 1000 год. В 973 году он упоминается магистром, в 977
году, – курапалатом. Давид – крупная политическая фигура в истории Грузии
второй половины X века. Он принимал активное участие в объединении Грузии и
возведении на престол единого грузинского феодального государства своего
родственника и наследника Баграта Багратиони (Баграт III, 978 – 1019 гг.); вел
борьбу с мусульманскими владетелями Южного Кавказа с целью освобождения
грузинского и армянского христианского населения от мусульманского ига:
восстановил чекан грузинской монеты, прерванный в результате арабского засилья;
вел большие строительные работы в Тао, о чем свительствуют многочисленные
грузинские надписи; заботился о пополнении грузинских культурных центров
грузинскими рукописями. Сохранился серебряный штандарт его знамени с грузинской
надписью. В отвоеванных от мусульман грузинских и армянских землях Давид
старался умножить грузинское и армянское население; придерживался ярко
выраженной халкедонитской политики. Принимал активное участие в политической
жизни Византии. Как курапалат официально являлся вассалом империи. О Давиде
курапалате существует обширная литература: А. Джавахишвили, История грузинского
народа, II; Е. С. Такайшвили, указанное издание, с. 88, прим. № 39; Его же,
указанный русский перевод, с. 154 – 159, прим. №4; С. Н. Джанашиа, Об одном
примере искажения исторической правды, с. 26 – 31, У. Копалиани, Из истории
внзантийско-грузинских взаимоотшений, Тбилиси, 1969, с. 27-71; К. Н. Юзбашян,
примечания к русскому переводу сочинения Аристакэса Ластивартци, с. 19 – 22, с.
142 др.; М. Д. Лордкипанидзе, Теория Грузии, XI – начало XIII в. Тб., 1971, с.
|
|