|
угими словами, не доверяя
королям? Но эти короли непрестанно осыпали тамплиеров
почестями и привилегиями. Единственное
логическое объяснение состоит в том, что великое
парижское командорство служило центральным
банком Ордена и одновременно постоянным местом
хранения королевских сокровищ, нечто вроде
Французского банка. Его донжон, его башни и пояс
укреплений имели одно предназначение: они были
чрезвычайно нужны во имя доброй репутации Ордена,
как гарантия того, что средства, вложенные
другими командорствами или вверенные королем
либо знатными людьми королевства, находятся в безопасном
месте. Лондонское отделение Ордена служило
той же цели в Англии, так разве не брали его
приступом и не взламывали его сундуков? Мы, однако,
не будем отрицать желания подчеркнуть могущество
тамплиеров и их высокий ранг в феодальной
иерархии.
Башня Коломбье - так в народе именовали башню
Цезаря как в Провене, так и в иных местах - была
самой древней; ее строительство относится к последней
четверти ХН столетия. Донжон, возведен-
146
ный во второй половине ХН! века, представлял собой
массивную, квадратную в основании башню, обрамленную
по бокам четырьмя башенками, под высокой
пирамидальной крышей, крытой черепицей.
Донжон имел 50 метров в высоту, 19,50 метров в длину
и 13,50 метров в ширину, толщина его стен равнялась
2,27 метра. Диаметр боковых башенок превышал
5 метров. Это впечатляющее строение разделялось
на четыре этажа, не считая верхнего, где находилась
площадка для дозорных; крыша здания опиралась
на стенные зубцы. Главные залы были выведены
под стрельчатые своды.
В XHI веке часовня командорства, построенная в
виде ротонды по образу храма Гроба Господня в
Иерусалиме и подведенная под «зонтичный» свод,
превратилась после расширения и ряда последовательных
пристроек в значительную церковь. Первоначальная
ротонда, так сказать, утонула в ансамбле,
превратившись в едва различимую его часть. Поскольку
лондонское отделение Ордена тоже имело
часовню в виде ротонды, долгое время считалось,
что тамплиеры выработали собственный архитектурный
стиль, относительно которого возникло
множество теорий, столь же хрупких, сколь и блестящих.
В действительности же почти повсюду в Европе
архитекторы, не принадлежавшие к Ордену тамплиеров
и не работавшие на него, также имитировали
церковь Гроба Господня. Те, кто бывал в командорствах
разных регионов, отдают себе отчет в том, что
храмовники, напротив, не имели собственного архитектурного
стиля. Они на свой вкус стремились к
простоте, продиктованной духом экономии, и к основательности.
В остальном они следовали местной
моде, получившей распространение в провинциях,
где располагались их командорства, и духу времени,
детьми которого являлись. Таким образом, они строили
часовни и в чисто романском, и в готическом
стилях. Естественно, строились часовни в типично
западно-французском, южно-французском или
шампанском стилях. Кроме того, в орнаментации
просматривается склонность к растительным моти-
147
вам, листьям плюща и особенно дуба. Босеронские
командорства, например в Суре, по внешнему облику
близки крупным фермам этого региона, а лангедокские
аналогичны мызам, которые можно видеть в
этой области и в наши дни. Военное предназначение
и строгость линий обусловливали отсутствие поиска
новых решений в архитектуре и орнаментике, но если
подаренные здания имели некоторые украшения,
тамплиеры оставляли их. Если усадьба имела укрепления,
стены и башни, то их оставляли и даже ремонтировали,
но никаких дополнительных построек
там уже не производилось, ибо, по крайней мере на
Западе, чего бьmо опасаться?
В Париже существовала другая проблема, порожденная
тем, что население, с которым непосредственно
соседствовало командорство, не пользовалось
доброй репутацией: авантюристы всех мастей смешивались
с ремесленни
|
|