|
м нравилось быть одинаковыми
и, независимо от того, насчитывалось ли их сто или
тысяча человек, единодушно выполнять приказы
своих командиров. Словом, сколь бы наивным и неправдоподобным
ни казалось это в наши дни, их
войско, единообразное и подчиненное единой дисциплине,
вызывало изумление современников. Однако
при внешней строгости они обладали особой
красотой, которую редко подчеркивают источники, -
внутренней, моральной красотой. В том обществе,
еще слабо цивилизованном, немного диком.и варварском,
они настойчиво подавали пример вежливой,
красивой и любезной речи - и между собой, и
по отношению к оруженосцам, братьям-служителям,
домашней прислуге, ремесленникам и к людям вообще.
Всякая брань, грубость в разговоре, любые ругательства
не только осуждались Уставом, но и влекли
за собой наказание. Следовало также воздерживаться
от того, чтобы отдавать слишком суровые распоряжения.
Подобное правило, стремление к любезности
в человеческих взаимоотношениях иллюстрируют
и такие обращения, как «прекрасный брат ... »,
«дважды прекрасный брат», которые употреблялись
в церемонии приема новых членов. Однако следует
отметить, что такова была и обычная практика и даже
обязанность, проявлявшаяся в ежедневном обиходе,
в каждом деле.
Гардероб тамплиера
в том же стремлении к соблюдению суровой простоты
на брата кастеляна возлагалась обязанность
следить за тем, чтобы завистники и злые языки не
могли подвергнуть порицанию что-либо в одежде
тамплиеров. Он должен был внимательно смотреть
86
за тем, чтобы одеяния не были ни слишком длинными,
ни слишком короткими, но оказались бы в самый
раз тем, кому предстояло их носить. И это также былo,
что особо отмечалось в Уставе, одним из способов
снискать воздаяние Божие. Ибо (и это особенно
поразительно в тексте Устава, отражавшего внутреннюю
жизнь Ордена) не было ни мелких дел, ни
мелких занятий, которые не обратили бы на себя
внимание Бога и не помогли бы спасению человека.
Отсюда становится понятной гордость за принадлежность
к Ордену, отличавшая даже каменщика и
пастуха.
Наш брат Жослен, как все рыцари-новички, начал
свою карьеру тамплиера с получения полного снаряжения,
как для военной, так и для мирной жизни. Даже
оставшись на территории Бри, он не может уклониться
от патрульной службы и участия в наведении
порядка, будет сопровождать паломников или важных
лиц либо же участвовать в перевозке крупных
денежных сумм, направляемых в Париж. Он может
также получить «разрешение,) на отъезд в Святую
Землю. Его комплект одежды - за который впредь
он должен нести ответственность перед Орденом и
который не может никому передать - состоит из
двух сорочек, двух пар штанов, двух подштанников,
одного камзола, одного ментика, одной накидки,
двух плащей (одного зимнего, подбитого овчиной,
мехом прочным и недорогим, и одного летнего, сделанного
из более легкой ткани), одной туники и одного
широкого кожаного пояса (или ремня), одной
шапки-колпака (из хлопчатобумажной материи) и
одной фетровой шляпы. Камзол 13 (то есть его полы)
имеет разрезы сзади, спереди и по бокам, чтобы не
стеснять движений, так как он доходит почти до середины
ляжки. Накидка представляет собой длинный
прямой плащ, закрывающий все тело и закрепляющийся
на шее шнурком или аграфом. Туника носится
поверх сорочки, рукава у нее довольно узкие.
1.\ Иногда камзол IIодрубался внизу в виде зубцов пилы или его
переднее и заднее полотнища заканчивались остроконечными
мысками.
87
К этим различным видам одежды добавляются две
скатерти: одна
|
|