Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
и, что считают всех ее сыновей, то есть преданных 
латинян, собаками и, вследствие презрения к нашей вере, в основном и называют 
собаками».
      Заключенный между двумя императорами мир точно определил границы обоих 
государств в Малой Азии: северозападная часть полуострова оставалась в руках 
Латинской империи, то есть, если не считать некоторых незначительных 
территориальных приращений внутри страны, малоазиатские владения латинян после 
этого соглашения немногим отличались от владений, выпавших им на долю по 
разделу 1204 года.
      В 1216 году талантливый и энергичный Генрих умер в расцвете лет. Им 
восхищались даже греки, и византийский хронист XIV века говорил, что Генрих был 
«настоящим Аресом». Историки XX века также высоко оценивают его личность и 
деятельность. Е. Герланд заявлял: «Его учреждения дали основание, на котором 
далее развивалось франкское владычество в Греции». «Смерть Генриха, — писал А. 
Гарднер, — была, совершенно очевидно, несчастьем для латинян — возможно, также 
и для греков, — ибо его сильная, но умиротворяющая политика могла привести к 
успеху, в той мере, в какой это вообще было возможно в преодолении бреши между 
Востоком и Западом». Преемники его на константинопольском троне ни талантами, 
ни энергией не отличались.
      В 1222 году основателя Никейской империи не стало. Феодор I Ласкарь 
создал эллинский центр в Малой Азии, объединил его и привлек к нему внимание 
европейских греков. Он заложил основание, на котором преемник его уже смог 
построить обширное здание. В своих хвалебных письмах к Феодору Ласкарю Михаил 
Акоминат писал: «Столица, выброшенная варварским наводнением из стен Византии 
на берега Азии в виде жалкого обломка, тобою принята, руководима и спасена… 
Тебе надо было бы вовеки называться новым строителем и населителем града 
Константина… Видя в тебе одном спасителя и общего освободителя и называя тебя 
таким, потерпевшие крушение во всеобщем потопе прибегают под твою державу как в 
тихую гавань… Никого из царей, царствовавших над Константинополем, не считаю 
равным тебе, разве из более новых — великого Василия Болгаробойцу, а из более 
древних — благородного Ираклия».
      
Иоанн III Дука Ватац (1222—1254)
      
      После смерти Феодора I Ласкаря на никейский престол вступил зять его, муж 
его дочери Ирины, Иоанн III Дука Ватац (1222—1254). Хотя его предшественник и 
заложил некоторое основание для дальнейшего развития Никейского государства, 
тем не менее международное положение последнего было таково, что настоятельно 
требовало пребывания у власти решительного и энергичного правителя, каким и 
явился Иоанн Ватац.
      В то время четыре державы оспаривали господство на Востоке: Никейская 
империя, Латинская империя, Эпирский деспотат и Болгарское царство ИоаннаАсеня 
II. Внешняя политика Иоанна Ватаца и заключалась, с одной стороны, в войнах, с 
другой стороны, в союзах то с одной, то с другой державой. К счастью для него, 
три его соперника на Балканском полуострове никогда не действовали все сообща и 
дружно, а вели между собой колеблющуюся политику ослабляющих их военных 
действий или скоропреходящих союзов. Иоанн Ватац прекрасно справился со сложной 
международной задачей.
      
Эпирский деспотат и Никейская империя
      
      Для дальнейшей судьбы Никейской империи в высшей степени была важна 
история Эпирского деспотата, т.е. второго греческого  центра, около которого 
при известном развитии событий могли сплотиться интересы западных греческих 
патриотов и откуда могло произойти воссоздание Византийской империи, помимо 
Никеи. Между этими двумя греческими государствами, не шедшими на взаимные 
добровольные уступки, в видах общей цели эллинского объединения, неминуемо 
должна была открыться борьба за будущее восстановление Византии.
      Основателем Эпирского деспотата в 1204 году, как известно, был Михаил I 
Ангел. Фамилия эпирских Ангелов находилась в некотором родстве по восходящей 
линии с фамилиями Комнинов и Дуков, и поэтому имена государей Эпира нередко 
сопровождаются сложным династическим названием «АнгеловКомниновДуков». 
Первоначально владения эпирского деспота простирались от Диррахия на севере до 
Коринфского залива на юге, т.е. занимали территорию древнего Эпира, Акарнании и 
Этолии. Столицей нового государства сделался город Арта.
      При изложении событий Эпира XIII века надо иметь в виду, что история 
деспотата еще недостаточно разработана и далеко не все источники известны; в 
силу чего многое остается до сих пор спорным и неясным. Много света пролили на 
историю деспотата изданные в конце XIX века В. Г. Васильевским письма Иоанна 
Апокавка, митрополита Навпактского (Лепанто).
      По характеру внутреннего управления деспотат не отличался от приемов до 
1204 года, когда его территория представляла собой провинцию Византийского 
государства; изменилось лишь название формы правления, а народ продолжал жить 
на основах византийской администрации. Будучи со всех сторон окружен латинскими 
и славянскими государствами, на востоке феодальным Фессалоникийским 
королевством, на северовостоке Болгарским царством и на западе владениями 
Венеции, угрожавшей морскому побережью Эпира, деспотат должен был пойти по пути 
создания крепкой военной силы, которая могла, в случае необходимости, дать 
отпор внешнему врагу. Немалым подспорьем в последнем случае служила для 
деспотата также горная, малодоступная природа местности. Деспот Михаил I 
смотрел на себя как на совершенно независимого государя и отнюдь не признавал 
какоголибо главенства Феодора Ласкаря Никейского. Церковь в деспотате также 
управлялась самостоятельно, и Михаил I сделал распоряжение, чтобы местные 
митрополиты приступили к рукоположению епископов.
      Первоначальной задачей эпирского деспота было сохранение в западных 
областях Греции эллинизма от п
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-