|
очно так же, как она была
вынуждена потерять свои другие многочисленные права в пользу коммерческого
космополитического класса больших городов империи».
Просвещение, наука, литература и искусство
Время Македонской династии, как известно, отличалось напряженной
культурной работой в области науки, литературы и просвещения. Деятельность
таких лиц, как Фотий в IX веке, Константин Багрянородный в X веке и Михаил
Пселл в XI веке с окружавшей их культурной элитой, и оживление в жизни
преобразованной в том же XI веке константинопольской высшей школы создали такую
обстановку, в которой происходило культурное возрождение эпохи Комнинов и
Ангелов. Увлечение античной литературой является отличительной чертой того
времени. Гесиод, Гомер, Платон, историки Фукидид и Полибий, ораторы Исократ и
Демосфен, греческие трагики и Аристофан и другие видные представители
разнообразных областей античной литературы служили предметом изучения и
подражания для писателей XII и начала XIII веков. Особенно это подражание было
заметно в языке, который в чрезмерной погоне за чистотой древней аттической
речи сделался искусственным, напыщенным, временами тяжелым для чтения и
нелегким для понимания, оторванным от живой разговорной речи. Это была
литература людей, которые, по выражению английского византиниста Бьюри,
«являлись рабами традиции; это было рабство перед благородными образцами, но
все же это было рабство». Но некоторые из писателей, искушенные в красотах
классической речи, тем не менее не пренебрегали иногда также пользоваться и
народной, разговорной речью их времени и оставили нам любопытные памятники
живого языка XII века. Писатели эпохи Комнинов и Ангелов понимают превосходство
византийской культуры перед народами Запада, «этими, — по словам источника, —
темными и бродячими племенами, большую часть которых Константинополь если не
родил, то вырастил и вскормил», «у которых не находит приюта ни одна харита или
муза» и для которых приятное пение кажется тем же, что «крик коршунов или
карканье вороны».
Данная эпоха в области литературы имеет целый ряд интересных и выдающихся
представителей как в духовной, так и в светской среде. Культурная струя
проникла также в семью самих Комнинов, из которой многие представители,
подчиняясь влиянию создавшейся обстановки, уделяли время на занятие наукой и
литературой. Мать Алексея I Комнина, высокообразованная и умная Анна Далассина,
о которой ее ученая внучка Анна Комнина пишет, что «ее достоинства могли
сделать честь не только женщинам, но и мужчинам, и сама она была украшением
человеческой природы», часто приходила даже к обеденному столу с книгою в руках,
не переставая толковать догматические вопросы святоотеческих писателей и
особенно философа и мученика Максима. Сам император Алексей Комнин писал
богословские рассуждения против еретиков; а несколько лет назад (в 1913 году)
были изданы написанные ямбическим размером две «Музы» Алексея Комнина,
посвященные его сыну и наследнику Иоанну в качестве написанного незадолго до
смерти «увещевания». «Музы» Алексея, представляя собою род политического
завещания, касаются не только отвлеченных вопросов морали, но и целого ряда
современных исторических событий, например, первого Крестового похода.
Дочь Алексея Анна и ее супруг Никифор Вриенний занимают почетное место на
страницах византийской историографии. Переживший Алексея и игравший важную роль
в государственных делах при нем и при его сыне Иоанне, супруг Анны Никифор
Вриенний задался целью написать историю Алексея Комнина. Смерть помешала
Никифору выполнить его план, и он успел составить род семейной хроники или
мемуаров, имеющих целью показать причины возвышения дома Комнинов и не
доведенных даже до вступления Алексея на престол. Подробный рассказ Вриенния
охватывает события с 1070 по 1079 год, т.е. до начала правления Никифора III
Вотаниата, и обращает главное внимание на деятельность членов дома Комнинов,
что вводит в изложение черты некоторого пристрастия. Язык Вриенния довольно
прост и лишен той искусственной закругленности, которая свойственна, например,
его ученой супруге. Из древних образцов у него можно довольно ясно отметить
влияние Ксенофонта. Сочинение Вриенния имеет важное значение как для придворной
внутренней истории, так и для вопроса внешней истории, а именно — об усилении
турецкой опасности для Византии.
Талантливая и высокообразованная супруга Вриенния, старшая дочь
императора Алексея, Анна Комнина является автором «Алексиады», — этой, по
выражению некоторых исследователей, эпической поэмы в прозе, первого
значительного памятника литературного возрождения эпохи Комнинов, где
царственная писательница задалась целью дать описание славного правления своего
отца, «Великого Алексея, светоча вселенной, солнца Анны». Один из биографов
Анны заметил: «Почти всегда до девятнадцатого века женщина как историк была
редкой птицей. Когда же, в одном из самых важных движений человеческой истории
появляется принцесса, она, без сомнения, заслуживает почтительного внимания
последующих поколений». В пятнадцати книгах своего большого сочинения,
законченного в начале правления Мануила, Анна описывает время с 1069 по 1118
годы, т.е. дает картину постепенного усиления дома Комнинов еще до вступления
Алексея на престол и доводит изложение до смерти последнего, дополняя и
продолжая таким образом сочинение своего мужа Никифора Вриенния. Панегирическая
тенденция в пользу отца, которая проходит через всю «Алексиаду», должна
показать читателю все превосходство Алексея, этого «тринадцатого апостола»,
перед другими представителями фамилии Комнинов. Анна получила прекрасное
образование и читала многих наиболее выдающихся читателей древности, Гомера,
лириков, трагиков, Аристофана, из историко
|
|