|
французский, дает детальное описание осады и взятия Эдессы Зенги. Последний,
как говорит хронист, «покинул Эдессу через четыре дня после ее взятия… Жители
Эдессы выкупили своих пленников, и город был вновь заселен. Правитель
ЗайнэдДин, неплохой по характеру своему человек, отнесся к ним очень хорошо».
Однако после смерти Зенги в 1146 г., бывший князь Эдессы Жоселин вновь овладел
городом. Тогда сын Зенги, НурадДин, вновь захватил Эдессу без большого труда.
На этот раз произошло избиение христиан. Женщин и детей продавали в рабство и
город был почти полностью разрушен. Это было тяжелым ударом для христианского
дела на Востоке, так как Эдесское княжество по своему географическому положению
являлось форпостом крестоносцев, задачей которого было принимать на себя первую
тяжесть мусульманского натиска. Ни Иерусалим, ни Антиохия, ни Триполи помочь
эдесскому князю не могли; а между тем, после Эдессы и этим латинским владениям,
особенно Антиохии, стала серьезнее угрожать мусульманская опасность.
Падение Эдессы произвело сильное впечатление на Западе. Однако, папа того
времени Евгений III не мог стать инициатором и вдохновителем нового крестового
предприятия, так как разыгравшееся в сороковых годах в Риме демократическое
движение, в котором принимал деятельное участие знаменитый Арнольд Брешианский,
создавало для папы в «Вечном Городе» ненадежную обстановку и даже заставило
Евгения III на время покинуть Рим. Настоящим инициатором похода был,
повидимому, французский король Людовик VII, а проповедником его, приведшим эту
идею в исполнение, был знаменитый монах Бернард из Клерво, огненное слово
которого подняло сначала Францию. Перейдя затем в Германию, он убедил принять
крест германского государя Конрада III и воодушевил к походу немцев.
Надо сказать, что западные народы, наученные горьким опытом первого
похода и немало разочарованные в его результатах, уже не выказывали прежнего
воодушевления, и на собрании в Везеле (в Бургундии) французские феодалы были
настроены против похода. Не без труда Бернард одержал победу над ними,
благодаря своему пылкому и убедительному красноречию. В представлении Бернарда
первоначальный план Людовика VII принял широкие размеры, которые видоизменяли
основную идею походов, а именно освобождение святых мест из рук мусульман;
крестовые походы стали выражать идею похода вообще против язычников. Так,
благодаря Бернарду, одновременно с походом на Восток было решено организовать
еще две экспедиции: против мусульман, которые в это время владели Лиссабоном, и
против полабских славянязычников.
Историки сурово относятся к замыслу Бернарда привлечь к крестовому походу
Германию. Немецкий ученый, специально занимавшийся вторым походом, Куглер,
считает это «в высшей степени несчастной мыслью»; русский ученый Ф. И.
Успенский называет это «роковым шагом и большой ошибкой со стороны св.
Бернарда» и приписывает участию немцев в походе его печальные результаты.
Действительно, вражда между французами и немцами во время похода была одной из
его отличительных черт и не могла, конечно, содействовать его успеху.
Весть о крестовом походе обеспокоила Мануила, который в нем видел
опасность для своего государства и для своего влияния на латинских князей на
Востоке, особенно в Антиохии, которые, получив поддержку с Запада, могли
совершенно не считаться с византийским императором. Затем, участие Германии в
походе лишало Византию гарантий, положенных в основу союза двух империй.
Германский государь, уезжая из своей страны надолго на Восток, не мог уже
учитывать западных интересов византийского государства, которое оставалось,
таким образом, открытым для честолюбивых замыслов Рожера. Зная, сколь опасны
были для столицы первые крестоносцы, Мануил приказал исправить ее стены и башни,
не рассчитывая, очевидно, на союзные и родственные отношения к Конраду.
По словам В. Г. Васильевского, «Мануил, без сомнения, питал надежду
стоять во главе всего христианского ополчения против общих врагов христианства».
Это возможно, так как, помимо наибольшей заинтересованности Византии в
грядущих судьбах мусульманства на Востоке, для подобной надежды Мануила в эпоху
второго похода были и внешние данные: в это время христианский мир имел лишь
одного императора, именно Мануила, так как Конрад III Гогенштауфен, не будучи
коронован папой в Риме, не носил титула императора.
После переговоров крестоносцы в 1147 году решили двинуться к
Константинополю сухим путем, которым шли уже крестоносцы первого похода. Первым
через Венгрию выступил Конрад; месяц спустя этой же дорогой направился Людовик.
Движение крестоносцев к Константинополю сопровождалось такими же насилиями и
грабежами, как и в первый раз.
Когда германские войска остановились у стен столицы, Мануил все усилия
употребил на то, чтобы их переправить в Азию до прихода французского ополчения,
что, после крупных препирательств с родственником и союзником Конрадом,
императору, наконец, удалось. В Малой Азии немцы стали сразу страдать от
недостатка пропитания, а затем, подвергшись нападению турок, были перебиты;
лишь жалкие остатки германской армии возвратились в Никею. Некоторые историки
приписывают эту неудачу германского похода интригам Мануила, который будто бы
даже вступил в соглашение с мусульманами, побуждая их к нападению на
крестоносцев. Некоторые историки, например, Зибель, за ним Ф. И. Успенский,
даже говорят о заключении Мануилом союза с сельджуками.
Но другие исследователи, и в частности Шаландон, склоняются к тому, что
подобные обвинения Мануила построены на очень слабых основаниях, не дающих
возможности считать императора ответственным за неудачу немцев.
Подступившие к столице вскоре после переправы немцев в Малую Азию
французы еще более тревожили Мануила. Людовик VII, с которым незадолго до
похода вступил в п
|
|