|
ал анафеме «нечестивого Феодора, который был епископом Мопсуестийским,
вместе с нечестивыми его сочинениями, и все, что нечестиво написал Феодорит, и
нечестивое послание, приписываемое Иве, и тех, которые пишут или писали в
защиту их (ad defensionern eorum)»353. Постановление собора получило
обязательную силу, и Юстиниан стал преследовать и подвергать ссылке епископов,
не согласившихся на осуждение трех глав. Папа Вигилий был сослан на один из
островов Мраморного моря. Согласившись, в конце концов, подписать осуждение, он
получил разрешение возвратиться в Рим, но, не доехав, умер в Сиракузах. Запад
до конца VI века не признавал решений собора 553 года, и только при папе
Григории I Великом (590–604), объявившем, что «на соборе, на котором дело шло о
трех главах, ничего не было нарушено в деле веры или какимнибудь образом
изменено»354, собор 553 года был признан на всем Западе Вселенским собором,
наравне с первыми четырьмя соборами.
Напряженная религиозная борьба, которую вел Юстиниан и которая должна
была, как он ожидал, примирить монофизитов с православными, не оправдала его
надежд. Монофизиты спокойно относились к развертывавшимся событиям и не
казались удовлетворенными сделанными уступками. В последние годы своей жизни
Юстиниан все решительнее склонялся на сторону монофизитов. Несогласные с ним
епископы отправлялись в ссылку. Монофизитство могло сделаться государственной
религией, обязательной для всех, что повлекло бы за собой новые крупные
осложнения. Но в это время престарелого императора не стало, и с его смертью
императорская религиозная политика изменилась.
Если, подводя итог всему сказанному в области церковнорелигиозной
политики Юстиниана, предложить вопрос, достиг ли он установления единой церкви
в империи, то ответ, конечно, придется дать отрицательный. Примирение
православия с монофизитством не состоялось; несторианство, манихейство,
иудейство и, в отдельных случаях, язычество продолжали существовать.
Религиозного единства не было, и вся политика Юстиниана установить таковое
должна быть признана неудавшейся.
Но, говоря о религиозной политике Юстиниана, нельзя забывать о
миссионерской деятельности в его время. Он, как император христианский, считал
своим долгом насаждать христианскую веру и за пределами государства. До нас
дошли известия о принятии христианства герулами на Дунае, некоторыми
кавказскими народами, туземными племенами Северной Африки и Среднего Нила355.
Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника»
В момент вступления Юстиниана на престол во внутренней жизни империи
царили везде беспорядок и смута. Бедность, особенно в провинциях, давала себя
сильно чувствовать; налоги поступали в казну плохо. Партии цирка, лишенные
трона родственники императора Анастасия и, наконец, религиозные распри еще
более увеличивали внутренние несогласия и создавали очень тревожную обстановку.
Вступив на престол, Юстиниан ясно понимал, что внутренняя жизнь империи
нуждается в крупных реформах; к последним он смело и приступил. Главным
источником для административной деятельности императора служат его новеллы,
трактат Иоанна Лидийца «О магистратах римского государства» и «Тайная история»
его современника Прокопия. В недавние времена ценный материал был обнаружен
также в папирусах.
В начале правления Юстиниану пришлось пережить страшное восстание в
столице, едва не лишившее его престола.
Центральным пунктом в Константинополе был цирк, или ипподром, который
являлся любимым местом для сборищ столичного населения, увлекавшегося в былое
время пышными цирковыми зрелищами в виде борьбы атлетовгладиаторов между собой
и бега колесниц. На том же ипподроме новый император после коронации нередко
появлялся в царской ложе – кафизме – и получал первые приветствия собравшейся
там толпы. Возничие цирковых колесниц носили одеяния четырех цветов: зеленого,
голубого, белого и красного. Бег на колесницах оставался единственным зрелищем
в цирке с тех пор, как христианская церковь запретила гладиаторские состязания.
Около возниц определенного цвета образовались партии, получившие прекрасную
организацию, имевшие свою кассу, дававшие средства на содержание кучеров,
лошадей и колесниц и всегда соперничавшие и враждовавшие с партиями других
цветов. Партии стали называться зелеными, голубыми и т.д. Как самый цирк с его
состязаниями, так и цирковые партии перешли в Византию из римского государства,
и позднейшая литературная традиция относит их происхождение еще к мифическим
временам Ромула и Рема. Первоначальный смысл названий четырех партий также
неясен. Источники VI века, т.е. эпохи Юстиниана, говорят, что эти наименования
соответствуют четырем стихиям: земле (зеленые), воде (голубые), воздуху (белые)
и огню (красные). Цирковые празднества отличались необыкновенной пышностью;
зрителей иногда бывало до 50.000 человек.
Малопомалу цирковые партии, называвшиеся в византийское время димами,
превратились в партии политические, которые сделались выразительницами того или
иного политического или общественного, или религиозного настроения. Толпа в
цирке стала как бы общественным мнением и народным голосом. Ипподром, по словам
Ф.И. Успенского, «представлял единственную арену, за отсутствием печатного
станка, для громкого выражения общественного мнения, которое иногда имело
обязательную силу для правительства»356. Император иногда являлся в цирк и
давал толпе объяснения.
В VI веке особенным влиянием пользовались две партии: голубые (венеты),
стоявшие за православие, или халкидониты, как назывались приверженцы
Халкидонского собора, и зеленые (прасины), стоявшие за монофизитов. Еще в конце
правления Анастасия, приверженца монофизитов, в столице вспыхнул мятеж, и
православная партия, произведя большие разорения и провозгласив нового
императора, бросилась на ипподром, куда вышел испуганный Анастасий, без диадемы,
и повелел глашатаям объявить народу, что он готов сложить с себя власть.
Увидев своего императора в столь жалком пол
|
|