|
нции – Египет и Сирию, где население было по
преимуществу монофизитским. Египетские и сирийские монофизиты остались и после
собора 451 года верными своим религиозным взглядам и ни на какие уступки не
соглашались. Египетская церковь отказалась от употребления греческого в
качестве языка богослужения и ввела в использование египетский (коптский).
Религиозные смуты, вылившиеся вскоре после этого в Иерусалиме, Александрии и
Антиохии, на почве насильственного введения соборных решений в форме серьезных
народных восстаний, должны были быть подавляемы с большим кровопролитием при
помощи гражданских властей и военной силы. Подавление всех этих восстаний,
однако, не решало основные проблемы эпохи. И вот на фоне все более
обострявшихся религиозных противоречий стали ярче выступать, особенно в Египте
и Сирии, противоречия племенные. Египетское и сирийское туземное население
постепенно приходило к мысли о желательности отпадения от Византии. Подобная
религиозная обстановка в восточных провинциях, в связи с составом населения,
создала в них к VII веку такие условия, которые облегчили переход этих богатых
и культурных областей сначала в руки персов, а потом арабов.
Имеет также немалое значение 28й канон Халкидонского собора, вызвавший
переписку между императором и папой, не признанный последним, но принятый на
Востоке. Вопрос был о праве чести константинопольского патриарха в отношении
римского папы, т.е. вопрос, решенный уже третьим каноном второго Вселенского
собора. Следуя решению последнего собора, 28й канон Халкидонского собора
предоставил «равные преимущества святейшему престолу нового Рима, справедливо
рассудив, чтобы город, почтенный царским правительством и синклитом и имеющий
равные преимущества с древним царственным Римом, был возвеличен, подобно ему, и
в церковных делах, будучи вторым по нем»223. Далее, в том же 28м каноне
константинопольскому патриарху предоставляется право посвящать епископов в
областях Понта, Азии и Фракии, заселенных иноплеменниками. «Достаточно
припомнить, – говорит Ф.И. Успенский, – что сюда могли относиться все
христианские миссии на Востоке, в южной России и на Балканском полуострове, и
все те приобретения восточного духовенства, которые с течением времени могли
быть сделаны в указанных областях. Во всяком случае, на этой точке зрения стоят
последующие греческие канонисты, отстаивающие права Константинопольского
патриархата. Вот в кратких словах всемирноисторическое значение 28го
канона»224.
Таким образом, в лице Маркиана и Льва I мы имеем императоров, строго
придерживавшихся православия.
Зенон (474–491), Одоакр и Теодорих Остготский
После смерти Льва I (474 г.) императором сделался шестилетний внук его
Лев, который умер в том же году, успев объявить соимператором своего отца
Зенона, из дикого малоазиатского племени исавров. Зенон после смерти сына
сделался императором (474–491). С его воцарением прежнее германское влияние при
дворе сменилось новым варварским влиянием – исаврийским. Дикие исавры получили
в столице преобладающее значение, занимая лучшие места и ответственные
должности. Зенон, увидев, что среди его соплеменников были люди, поднявшие
против него восстание, решительно выступил против повстанцев и подавил мятеж в
самой горной Исаврии, где велел срыть большую часть укреплений. Исаврийское же
влияние в столице продолжалось до самой смерти Зенона.
Со временем Зенона связаны очень важные события в Италии. Во второй
половине V века там получили решающее значение предводители германских дружин,
которые по своему желанию возводили и низводили императоров в Риме. В 476 году
один из предводителей варварских дружин, Одоакр (или Одовакар), низложил
последнего западного императора, юного Ромула Августула, и стал сам править в
Италии; но, чтобы закрепить свое право на управление Италией, он отправил от
имени римского сената посольство к Зенону с уверением, что для Италии особого
императора не надо и что таким императором должен быть Зенон; но в то же время
Одоакр просил Зенона пожаловать его титулом римского патриция и уполномочить
управлять Италией. Просьба Одоакра была исполнена: он стал узаконенным
правителем Италии. Прежде считали 476 год годом падения Западной Римской
империи; но это неверно, так как в V веке еще не было особой Западной Римской
империи; была, как и прежде, одна Римская империя, которой управляли два
государя, один в восточной, другой в западной ее части. В 476 же году в империи
снова был один император, а именно: император ее восточной половины Зенон.
Получив управление Италией, Одоакр стал держать себя все более и более
независимо. Зенон, не будучи в состоянии лично выступить против Одоакра, решил
наказать его при помощи остготов, которые после распада державы Аттилы жили в
Паннонии и оттуда, под предводительством своего короля Теодориха, производили
опустошительные нападения на Балканский полуостров, угрожая и самому
Константинополю. Ввиду этого Зенон сумел направить внимание Теодориха на
богатую Италию, достигнув таким образом двойной цели: вопервых, он избавлялся
от опасного северного соседа; вовторых, он при помощи чужой силы отделывался
от неприятного для него правителя Италии Одоакра. Во всяком случае, Теодорих в
Италии был для Зенона менее грозным, чем на Балканском полуострове.
Теодорих двинулся в Италию и, победив Одоакра и взяв его главный город
Равенну, основал в Италии, уже после смерти Зенона, остготское королевство со
столицей в Равенне. Балканский полуостров от остготской опасности был избавлен.
Акт единения
Самым важным вопросом внутренней жизни при Зеноне был вопрос церковный,
поддерживавший смуту в государстве благодаря религиозному разномыслию. В Египте,
Сирии, частью в Палестине и Малой Азии население твердо держалось
монофизитства. Строго пра
|
|