|
на пропитание поселенцев, кормили их плохо, притесняли, оскорбляли
их жен, обижали детей; многих из них переправили на житье в Малую Азию. Жалобы
готов не имели успеха. Тогда возмущенные варвары подняли восстание и, призвав к
себе на помощь отряды аланов и гуннов, пробились во Фракию и двинулись к
Константинополю. Император Валент, воевавший в это время с Персией, при
получении известия о готском восстании прибыл из Антиохии в Константинополь. В
происшедшем сражении у Адрианополя (378 г.) готы нанесли сильное поражение
римскому войску; сам Валент пал в битве. Казалось, что дорога к столице для
готов была открыта. Но они, очевидно, не имели общего плана нападения на
империю. Преемник Валента Феодосий сумел при помощи отрядов из тех же готов
разбить варваров и остановить их грабежи. Это показывает, что в то время как
одна часть готов воевала с империей, другая согласна была служить в ее войске и
биться со своими соплеменниками. После победы Феодосия, по словам языческого
историка V века Зосима, «во Фракии установилось спокойствие, так как
находившиеся там варвары погибли»194. Таким образом, победа готов при
Адрианополе не позволила им утвердиться в какойлибо области империи.
Но зато с этого времени германцы начинают проникать в жизнь империи
мирным путем. Феодосий, понимая, что войной он не в силах будет сломить
поселенных на его территории варваров, пошел по пути мирного сближения с ними,
приобщения их к римской культуре и, что особенно важно, привлечения их в ряды
войска. Малопомалу войска, на обязанности которых лежала защита империи,
превратились в своей большей части, по своему составу, в германские дружины.
Германцы должны были очень часто оборонять империю против своих же германских
соплеменников. Готское влияние проникло в высшее командование армией и в
администрацию, где наиболее ответственные и высокие посты поручались германцам.
Феодосий, видя спасение и покой империи в своей германофильской политике, не
понимал той опасности, которая при дальнейшем усилении варварского германизма в
жизни империи может угрожать самому ее существованию. Ненадежность подобной
политики, особенно в области военной обороны страны, также, повидимому, не
была ясна для Феодосия. Между тем готы, усвоив римское военное искусство,
римскую тактику, приемы борьбы, вооружение, становились грозной силой, которая
в любой момент могла поднять оружие против империи. Местное грекоримское
население, отодвинутое как в общественной, так и в частной жизни на второй план,
было очень недовольно подобным германским засильем. Росло антигерманское
движение, которое могло привести к серьезным внутренним осложнениям.
В 395 году Феодосий умер в Медиолане, откуда набальзамированное тело
умершего императора было перевезено в Константинополь и погребено в храме
Апостолов. Феодосий оставил двух юных и слабовольных сыновей, признанных
наследниками, Аркадия и Гонория. Аркадий получил в управление восточную часть
империи, Гонорий – западную. За свои великие заслуги в пользу христианства в
его борьбе с язычеством Феодосий получил в истории прозвание Великого.
Однако в двух поставленных себе задачах Феодосий не достиг желаемых
результатов. Второй Вселенский собор, провозгласив никейство господствующей
формой религии, не смог установить церковного единства. Арианство в его
различных проявлениях продолжало существовать и в своем развитии создавало
новые религиозные течения, захватившие в V веке религиозную и тесно связанную с
ней общественную жизнь, особенно в восточных провинциях, Сирии и Египте, что
позднее имело для империи в высшей степени важные последствия. Затем сам
Феодосий, допустив в войска германский элемент, получивший в них преобладание,
т.е. элемент арианский, должен был арианам оказывать снисхождение и таким
образом отступить от провозглашенного строгого никейства. С другой стороны,
германофильская политика Феодосия, отдавшая в руки варваров защиту страны и
наиболее ответственные места в администрации, привела к германскому засилью и
вызывала живейшее неудовольствие и раздражение со стороны туземного
грекоримского населения. Главными центрами германского преобладания были сама
столица. Балканский полуостров и некоторая часть Малой Азии; восточные
провинции, Сирия с Палестиной и Египет, этого гнета не ощущали. Подобное
преобладание варваров начинало уже в конце IV века угрожать столице, а значит,
всей восточной части империи. Таким образом, обе задачи Феодосия, а именно –
установить единую и единообразную церковь и примирить империю с варварами, ему
не удались, и его преемники получили в наследство два запутанных и чрезвычайно
сложных вопроса: вопрос религиозный и вопрос германский, или точнее – готский.
Национальные и религиозные интересы эпохи
Эта эпоха имеет особенно большое значение изза того, что в это время
пересекались основные национальные и религиозные вопросы. Под национальным
вопросом надо разуметь историю борьбы различных племен, населявших империю или
нападавших на ее пределы.
Эллинизм в восточной половине Римской империи должен был, казалось,
играть роль одного из главных объединяющих элементов среди ее разноплеменного
состава. В действительности этого не было. Начатки эллинизма на азиатском
Востоке до Евфрата и в Египте появились еще во времена Александра Македонского
и диадохов. Главным средством для насаждения эллинизма Александр считал
основание колоний; говорят, что он один основал на Востоке более семидесяти
городов. Преемники Александра продолжали это дело более или менее в его духе.
Если провести крайние границы, до которых доходила эллинизация в тех странах,
то на севере граница ее дойдет до Армении, на юге – до берегов Красного моря;
на Востоке эллинизация проникла в Персию и Месопотамию. Центром же эллинизма
сделалась египетская Александрия. Но, конечно, названные страны представляли
собой крайние пределы, за которыми эллинизация уже совершенно исчезала.
Наибольшему влиянию эллинизма подверглись прибрежные страны Средиземного моря,
а именно: Малая Азия, Сирия и Египет. Из этих трех стран Малая Азия была
наиболее эллинизированной
|
|