|
программе, она стала выдавать
перлы вроде:
Мой горизонт состоит лишь из красной портьеры,
Откуда с перерывами исходит удушливая жара...
Интересно, как бы выглядела "Илиада", если бы ее творец вдохновлялся
подобной Музой?
Но Музы не только "благословляли" и "пленяли слух". Они были, выражаясь
нынешним языком, источником истины. Именно они поведали людям о мифах. И в
течение тысячи лет античные поэты, драматурги повторяли эти древнейшие сказания.
Правда, каждый на свой лад. Причем расходились они не только в деталях и
описаниях; главное - тот особый, неповторимый смысл, который вкладывался в
зависимости от того, что волновало ту или иную эпоху.
И, как видно, Музы относились к этому довольно благодушно - ведь фантазия
людей неисчерпаема, и даже боги бессильны ее ограничить. Музы, правда, могли
утешать себя тем, что истина открыта только им - людям же доступна лишь часть
ее, и никто из смертных не может проникнуть в тайны богов. Не удивительно, что
люди ошибаются и принимают фальшивое за истинное. Ведь и Музы не без греха,
если, как пишет поэт Гесиод, они сами признаются:
Много умеем мы лжи рассказать как чистейшую правду.
Если, однако, хотим, то и правду поведать мы можем.
Если хотят! Значит, могут и не захотеть! И тогда... Родится произведение,
похожее на правду, иногда даже слишком похожее. И все-таки не правда, а ложь.
Через мною веков художник Ци Бай-ши заметит: "Писать надо так, чтобы
изображение
было где-то похоже и непохоже. Чересчур похоже - передразнивание природы, мало
похоже - отсутствие уважения к ней".
О чем же пели Музы, которые были рождены, "чтоб улетали заботы и беды душа
забывала"? Бродя по горам и долинам, они пели гимны богам и героям, славили
красоту, укрощали дикие силы природы. Разлившиеся воды рек возвращались в свое
русло, успокаивались бушующие морские волны, стихали и людские страсти.
По совету философа Пифагора жители одного греческого города воздвигли храм
Музам за то, что они помогли установить мир и согласие среди граждан. Как
показала вся древняя история, это действительно была задача, с которой могли
справиться только боги.
Музы
Поют о законах, которые всем управляют,
Добрые нравы богов голосами прелестными славят.
Оставим в стороне "добрые нравы богов"- эта оценка, как мы уже видели, по
меньшей мере спорна. Обратим внимание на другое. Музы всегда восхваляли
прекрасное. В представлении же греков красота - это порядок, стройность,
гармония. Увы, как писал еще А. К. Толстой: "Земля наша обильна, порядка ж нет
как нет". Отчаявшись найти гармонию среди людской суеты, греки верили, что по
крайней мере в небесах царит согласие. И они подарили миру крылатое слово
"космос", обозначавшее одновременно Вселенную, красоту и порядок. Оно произошло
от глагола "космео" (украшаю, привожу в согласие, единство) и относилось к миру
богов. Смертные же могли утешаться тем, что от этого же глагола родилась
"косметика", которая многие столетия волнует половину человечества куда больше,
чем все проблемы мироздания, вместе взятые.
Итак, прекрасное для греков было равносильно божественному, а искусство
считалось даром свыше. Оно - чудо и способно творить чудеса...
ГОРОД, РОЖДЕННЫЙ МУЗЫКОЙ
На широкой равнине, где струилась река Дирка, вырастал город. Строили его
братья-близнецы - Зет и Амфион. Как писал Гомер:
Первые были они основатели Фив семивратных
И обнесли их стеной...
Нелегкий путь привел их сюда. Когда-то их мать Антиопа вступила в тайный
брак с Зевсом, но, опасаясь отцовского проклятья, положила младенцев в корзину,
отнесла в горы и оставила там на волю судьбы.
Не мог же владыка Олимпа допустить гибель своих детей! Всевидящий Зевс
действительно позаботился о новорожденных: он послал в горы пастуха, который
взял братьев в свой дом и воспитал их. Зет вырос могучим и ловким юношей, любил
охотиться на диких зверей и мечтал о сражениях, где мог бы проявить свою силу и
умение обращаться с оружием. Амфион же, кроткий и ласковый, признавал только
одно занятие - музыку. И играл он на кифаре так вдохновенно, а пел та
|
|