|
и олимпийскими божествами. Жена Зевса - Гера - объявила себя
покровительницей брака и семьи. Его сестра - Деметра - заботилась о плодородии,
другая же сестра - Гестия-о домашнем очаге. Не осталось без работы и младшее
поколение богов - дети Зевса. Apec был богом войны, Гефест - богом огня и
кузнечного ремесла, Гермес - покровителем торговли и путешествий, вестником
богов, Афина - богиней мудрости, Афродита - богиней любви, Артемида - богиней
охоты.
Боги - вечны, всемогущи и в то же время наделены всеми человеческими
свойствами. Они и внешне похожи на людей, но только все у них доведено до
степени совершенства. Они выше ростом, сильнее, красивее. Питаются особой пищей
- амброзией и пьют не вино, а нектар. Разговаривают они на вполне внятном
греческом языке и способны без труда, спустившись с Олимпа, понимать смертных.
В самые отдаленные времена человек не отделял себя от природы, не
воспринимал себя как отдельную личность. Он был частью целого-коллектива и
вообще всего окружающего мира. Но он видел воочию: все вокруг меняется,
исчезает, возникает, рождается вновь, Как объяснить это? И приходила мысль, что
всюду присутствуют сверхъестественные существа, которые искусно перевоплощаются,
меняют свой вид, а потому могут быть и небом, и воздухом, и морем, и лесом.
Позднее люди научились отделять предмет от его, так сказать, идеи. В каждой
вещи, полагали они, спрятан особый дух, который может себе позволить роскошь
существовать самостоятельно, абстрактно. Каждый предмет - это своего рода
временная обитель божества. И если раньше Зевс представлялся в виде грома или
молнии, то теперь он становится вполне нормальным человекообразным существом, а
молнии и гром расцениваются лишь как орудия его власти. Мифы развиваются,
следовательно, по своим определенным законам: от простого, общего - к сложному,
детальному, расчлененному. А боги все больше и больше очеловечиваются. И хотя
они по-прежнему распоряжаются силами природы, но все чаще начинают заниматься
делами людей, которых они же сами создали то ли для развлечения, то ли для того,
чтоб их жизнь приобрела хоть какой-то смысл, то ли, наконец, для того, чтоб
обеспечить себя регулярным питанием за счет жертвоприношений.
Как и люди, боги страдают: от ран, от головной боли, от душевных
переживаний (хотя, строго говоря, души у них быть не может - это привилегия
смертных!), и переживания эти - вполне человеческие. Боги обидчивы, ревнивы,
подозрительны, самолюбивы, невыдержанны. Они могут гневаться по пустякам,
хитрить, обманывать, заниматься любовными похождениями, при этом, почему-то
предпочитая иметь дело со смертными. Словом, Олимп в представлении греков - это
своего рода возвышенное земное царство, в котором господствуют те же порядки,
что и среди людей. И победа олимпийцев над прежними владыками мира - по сути
дела, победа организованной, разумной, понятной человеку силы над необузданной,
слепой стихией, победа религии классового общества над первобытной. Сознание
древних людей, постепенно подчинявших себе природу и устанавливавших новый
общественный порядок, сделало огромный шаг вперед.
СПУСТИВШИСЬ С ОЛИМПА
Об острове Лемносе, в северной части Эгейского моря, шла дурная молва.
Путешественники старались обходить его стороной. Будто из самого моря тянулись
к
небу остроконечные вершины его гор. Оттуда, из чашеобразных углублений (по-
гречески чаша - "кратер"), валили клубы дыма, вырывались удушливые газы,
вылетали раскаленные камни. Из чрева гор доносился грозный гул.
Здесь обитал бог огня - Гефест. Здесь его подручные - Циклопы - ковали
молнии для Зевса. Такие огнедышащие горы древние называли вулканами, (Вулкан -
это римское имя Гефеста) и долго верили в их божественную природу. Туда, в их
кратеры, они нередко опускали умерших героев, надеясь приблизить их к богам.
Известный философ V века до нашей эры Эмпедокл, как гласит молва, стремился
добиться после смерти божеских почестей и на старости лет бросился в кратер
Этны. Как восприняли этот своеобразный поступок боги, неясно. Известно лишь,
что
при очередном извержении вулкан выбросил сандалию Эмпедокла.
Это был один из образованнейших людей своего времени, но ему, как сказали
бы сейчас, явно не хватало информации. Знай он, что на Земле существуют 523
действующих вулкана - столько, по крайней мере, известно нам сейчас, - он бы
усомнился в надежности своего пути к божественной славе, Гефест был поистине
богом-тружеником. Строитель и кузнец, он воздвиг на Олимпе дворец для богов,
потайную опочивальню для Геры, изготовил щит для Зевса - эгиду, колесницу для
солнечного бога Гелиоса, ковал оружие и для смертных - например, для грозного
Ахилла. Единственный из олимпийцев, он постоянно занят тяжелым физическим
трудом, хотя одновременно руководит широко разветвленной кузнечной фирмой (его
мастерские, судя по различным мифам, находились и на Олимпе и в кратерах
вулканов на Лемносе, в Сицилии, на Липарских островах). Кроме того, ему
приходилось еще и обслуживать богов на олимпийских пиршествах. Приветливый и
добродушный, он разносит вокруг стола благоухающий нектар, и боги, забывая о
своих неурядицах
|
|