|
ласть.
Тяжба затянулась, и боги обратились к Зевсу. Но тот не пожелал брать на себя
ответственность и переложил ее на плечи основателя Афин - царя Кекропа.
Настал день суда. Зевс постановил: власть будет принадлежать тому, кто
принесет более ценный дар стране.
И тогда Посейдон, подняв трезубец, ударил им в гранитную скалу. Она
раскололась, и оттуда хлынула вода.
"Отныне здесь вечно будет бить источник", - гордо произнес бог, уверенный,
что ничего лучшего для города придумать нельзя.
Подняла копье Афина и вонзила его в землю. И тотчас же выросла
вечнозеленая олива, усыпанная золотистыми плодами.
Кекроп был покорен. Он присудил победу мудрой дочери Зевса, обещавшей
людям изобилие и радость.
Об этом споре греки никогда не забывали. На протяжении ряда веков они
показывали трещину в скале - ту самую, которую оставил трезубец морского бога,
и
оливу, за которой тщательно следили и ухаживали. И им казалось естественным,
что
их город, который опекала богиня мудрости, покровительница ремесла, стал
культурным центром тогдашнего мира, собравшим лучших поэтов, художников и
ученых.
Жители других греческих полисов тоже считали себя избранниками богов.
Каждый город гордился своими покровителями - будь то боги или легендарные герои,
от которых происходил тот или иной народ. Жертвы приносились и умершим
гражданам: они охраняли страну, если им продолжали оказывать почет.
"Совещайтесь всегда в присутствии большинства", - советовал оракул
мегарянам, спрашивавшим, от чего зависит благополучие их города. Большинство же
- это, естественно, покойники. Так поняли указание Аполлона жители Мегар и
построили здание совета на месте погребения граждан. Чтобы увеличить число
богов-покровителей, нередко даже переносили останки героев, похороненных вдали
от родины.
Сложнее обстояло с общегреческими богами. Как доказать, что Зевс, Гера или
Афина, культ которых существовал во многих местах, благосклонны к какому-нибудь
одному полису? Нередко города считали того или иного олимпийца своей
собственностью; чужеземцам запрещалось поклоняться ему и даже входить в храм.
Только афинянин допускался в святилище Афины-Девы - Парфенон, только аргосский
гражданин мог войти в храм Геры.
От богов-покровителей ждали помощи, к ним обращались в минуты опасности:
"Ты, обитающий на нашей земле, неужели ты изменишь ей и допустишь, чтобы
погибли
наши дома и очаги?" Но боги требовали жертв, и греки ясно осознавали, что
отношения с небожителями должны строиться на взаимной выгоде. Фиванцы говорили
своим божествам: "Будьте нам защитой - ведь наши интересы совпадают с вашими:
если город процветает, он чтит богов своих. Покажите, что вы любите нас.
Подумайте о почестях, вам воздаваемых, и жертвах, вам принесенных!"
Если город проигрывал войну, вину возлагали не только на полководцев, но и
на богов. Считалось, что они не выполнили своего долга, и иногда доходило до
того, что разрушали их алтари, закидывали камнями храмы.
Чтобы победить соперника, надо было, кроме всего прочего, договориться с
его богами-покровителями. Их просили удалиться из города либо обращались с
молитвами, чтобы они позволили взять верх над противником. Как уже
рассказывалось, для захвата Трои понадобилось похитить из нее статую Афины.
Иной
выход нашли афиняне, собиравшиеся воевать с островом Эгиной, надежным и могучим
защитником которой был сын Зевса - Эак, дед Ахилла. Понимая, что война будет
нелегкой, они отложили исполнение своих замыслов на 30 лет и соорудили храм,
посвященный чужому богу. Они были убеждены, что если в течение трех десятилетий
Эак будет получать от них жертвоприношения, то он перестанет поддерживать
эгинян
и перейдет на сторону Афин.
Но даже охранительница городов, опекавшая столицу Аттики, не смогла
уберечь города от многих бедствий, обрушившихся на него, начиная с конца V века
до нашей эры. Она не спасла афинян от пожаров, разрушений и эпидемий во время
Пелопоннесской войны; она не защитила их от натиска македонских царей; не
пришла
она на помощь и тогда, когда город штурмовали римские отряды под водительством
Суллы (в 86 году до нашей эры). Лишь однажды она еще раз проявила себя, да и то
благодаря знаменитому скульптору Фидию, отлившему ее фигуру из бронзовых щитов,
отбитых у врага в период греко-персидских войн.
Предание гласит, что, когда орды диких кочевников ворвались в Афины, их
вождь был настолько потрясен видом статуи, что, не тронув гор
|
|