|
Турист, взобравшийся сегодня по извилистой дорожке вверх по склону, пусть
внимательно присмотрится к фундаменту храма Аполлона. О возрасте мегалитов
говорит здесь каждая трещинка. И, глядя на мощные каменные плиты, устилающие
ныне землю, плиты, на которых раньше стояли колонны, невольно думаешь, а не
платформа ли это для вертолета. Платформа «родом» из VI столетия до Р.Х.
Фундамент (так называемая «многоугольная стена») еще старше. Я советую вам
замереть, присев на ступени дельфийского театра, и попытаться представить
картины прошлого.
С полукруглого амфитеатра видны все Дельфы. Сверху, на склоне, расположена еще
и спортивная арена, — ее, правда, построили в эпоху римского владычества.
Дельфы, раскинувшиеся под вами, представляют собой развалины архитектурных
сооружений. Там когда-то сновали толпы народа — просители и отчаявшиеся, купцы,
политики и посланцы, образованные жрецы и простые ремесленники. И только в
одном все они были единодушны: в своей вере в Аполлона и его силу. Не думаю,
что они верили в оракула. Вероятно, это было такой же помощью в жизни, как наши
сегодняшние гороскопы. Каждый делает из предсказаний только те выводы, какие
хочет сделать.
Внизу стояло 13 статуй богов и героев, располагались сокровищницы сикионийцев,
сифнийцев, фиванцев и афинян. Там были памятники, мраморные колонны и бронзовая
статуя возничего колесницы (сегодня она в музее Дельф). И, конечно же,
16-метровая статуя бога Аполлона перед его великолепным храмом. Павсаний писал,
что первоначально храм Аполлона был бронзовым (металлическим).
И в самом центре, там, внизу, между сокровищницами, храмами, круглыми зданиями
и мраморными колоннами находится странный овальный камень с двумя золотыми
орлами по бокам. На нем выгравирована сеть запутанных линий, большинство из
которых перекрещивается на одинаковом расстоянии. Это омфал — он символизирует
пуп земли. Копия этого камня (уже римской эпохи) выставлена сегодня в
дельфийском музее (см. цветные вклейки). У оригинала омфала переплетенные линии
были украшены драгоценными камнями. Благодаря этому каменному изваянию Аполлон,
или жречество, или, как говорю я, «ставшая камнем мифология» намеренно или
случайно попали точно в цель.
Хочу напомнить то, о чем я писал в 1979 г. в книге «Пророки прошлого» [19].
В 1974 г. в Афинах я делал доклад, во время которого мне бросился в глаза
лысеющий господин с седыми висками, старательно конспектирующий мои слова.
После доклада он подошел ко мне и очень вежливо поинтересовался, а знаю ли я,
что расстояния между большинством греческих святилищ подчиняются строгим
математическим закономерностям.
Я хмыкнул и заявил, что мне трудно в это поверить, потому что древние греки не
владели искусством геодезических измерений. К тому же храмы находились на
значительном расстоянии друг от друга, и, наконец, горы не позволяли увидеть с
одного святилища другое. Многие святыни расположены на разных островах, на
расстоянии в сотни километров от большой земли, а поэтому их нельзя увидеть
невооруженным глазом. Я подумал о дистанции до Крита или до Измира (бывшая
Смирна) в Турции… Так что же имел в виду дружески настроенный господин?
Спустя два дня мы встретились вновь, на этот раз не на широкой публике, а на
закрытом докладе для афинского Rotary Club. После дискуссии он пригласил меня
пройти в соседнее помещение, где на большом столе были разложены армейские
географические карты. Господин представился: д-р Теофаниас Маниас, бригадный
генерал греческих ВВС. Такой высокий чин? Да что у него может быть общего с
археологией? За чашечкой чая он все объяснил мне.
Военные летчики, — сказал он, — периодически выполняют учебные полеты в горах
или контрольные стрельбы на море. После полета они должны оформлять рапорта, в
которых, помимо прочего, указывается также расход топлива. Как-то лейтенант,
постоянно заносивший в книгу эти данные, обратил внимание на то, что каждый раз
указывается одинаковое количество израсходованного горючего и дистанция, хотя
самолеты летают в самые разные области. Лейтенант подумал, что обнаружил обман:
пилоты почему-то не заносили в свои вахтенные журналы точные данные, а, судя по
всему, списывали показания друг у друга.
Разгорелся скандал, в результате которого досье легло на письменный стол
полковника Маниаса — бригадным генералом он станет позже. Полковник взял
циркуль, воткнул острием в Дельфы и провел на карте окружность через Акрополь.
Забавно то, что на линии окружности оказались Аргос и Олимпия. Эти места
расположены на одинаковом расстоянии от Акрополя. Странный случай, — подумал
полковник Маниас и переместил циркуль на критский Кнос. Тут на линию окружности
попали Спарта и Эпидавр — смешно. Полковник продолжил свои исследования. Центр
круга — Делос: на окружности также располагались Фивы и Измир. Центр круга —
Фарос: на окружности находятся Кнос и Халкис. Центр круга — Спарта: на
окружности в этот раз оказались Микены и Оракул Трофинионский.
Д-р Маниас продемонстрировал мне все это на картах, и я был поражен. Да разве
может быть такое? И хотя у д-ра Маниаса карты были намного точнее тех, что
можно купить в магазине, я решил проверить все эти удивительные совпадения еще
и дома. Бригадный генерал заметил мое изумление и поинтересовался, знаю ли я,
что такое золотое сечение. Я сокрушенно покачал отяжелевшей от мыслей головой,
хотя смутно все-таки помнил, что о золотом сечении рассказывали на уроках
геометрии. Д-р Маниас терпеливо принялся объяснять:
«Золотое сечение делит линию на два отрезка, и меньший отрезок пропорционально
относится к больш
|
|