|
жутких воспоминаниях.
Подобная информация из чьих-то уст не может быть точной. Конечно, и очевидцы, и
хронисты не имели ни малейшего представления о современных системах вооружения.
Что же им оставалось еще, кроме как приписать непостижимое бессмертным богам? В
их глазах это действительно были боги, — а кто же еще? К тому же из античной
литературы явственно следует, что природные катаклизмы и божественное оружие
очень даже отличаются друг от друга.
В «Теогонии» Гесиод рассказывает и о циклопах. Вероятно, они были крупными
фигурами, сродни богам. В центре лба у них красовался один-единственный глаз,
которому они и должны быть благодарны своим названием «круглоглазые», поскольку
«круглым был единственный их глаз на лице» [55].
Нас уверяют, что циклопы являются плодом больного воображения, фантазии, потому
что никогда не было и быть не могло одноглазых существ. Я бы не был столь
категоричен. С XVII века в медицинской литературе описываются случаи выкидышей
плодов с одним глазом на лице. А современная генетика установила, что только
один-единственный ген «повинен» в том, что мы — двуглазые существа. На ранней
стадии эмбрионального развития у позвоночных животных, к которым и мы с вами
относимся, вначале появляется чувствительное поле, состоящее из
световосприимчивых клеток. Если отсутствует функция «Рах-6-Gens», то эти
световосприимчивые клетки не разделятся на две отдельно взятые сферы. И тогда
появляются циклопы. Только небесам известно, какими генетическими
экспериментами занимались боги и откуда хронисты взяли саму идею о циклопах.
Неоднократно Гесиод упоминает о летающих колесницах. Например, во «Фрагменте
№ 30» описывается, как Зевс спускается с небес с громом и огненными молниями.
Другим необычным устройством обладал один из властителей Аидии. Звался он Гиг и
был когда-то пастухом. Геродот пишет, что этот Гиг в юные годы появился во
дворце Кандаула и завел дружбу с правителем. Однажды Кандаул предложил Гигу
затаиться в спальных покоях, чтобы тот смог полюбоваться красотой царицы, когда
та начнет раздеваться. Все так и вышло, однако супруга царя заметила
непрошеного гостя и на следующий день потребовала, чтобы Гиг убил ее мужа.
Иначе она всем расскажет, что произошло, и юношу казнят. Ну а если убьет
Кандаула, она сделает его царем Аидии. Царица выполнила свое обещание.
У Гига было устройство, делавшее его невидимым. Об этом пишет философ Платон в
своем диалоге «Государство». Однажды, когда Гиг был всего лишь пастухом,
поднялась страшная буря и началось землетрясение. Земля разверзлась. Любопытный
юноша спустился в расщелину и [64]:
«…обнаружил подле многих удивительных вещей еще и пустотелого железного коня с
окнами. Гиг заглянул в окно и увидел там мертвеца, что по виду был больше
существ человеческих. Не было на нем ничего, кроме кольца золотого на руке,
которое Гиг снял, а потом из расщелины вновь наружу выбрался…»
Подойдя к другим пастухам, он неожиданно понял, что они не видят его. В
зависимости от того, в какую сторону поворачивал Гиг таинственное кольцо, он
становился то видимым, то невидимым. Однако, будучи невидимым, Гиг слышал и
видел все, что творилось вокруг него. С подобным чудом техники искушение
однажды незамеченным пробраться в покои царицы было слишком велико. Но при этом
Гиг все же допустил какую-то ошибку, иначе о его присутствии даже не догадались
бы. И если уж он мог по желанию становиться невидимым, то ему ничего не стоило
сделаться властителем Лидии.
История Гига является древнейшим рассказом о «невидимках». Она может быть
чистой воды фантазией, потому что кто ж не мечтает иметь устройство, помогающее
становиться невидимым? Однако для чего тогда потребовалось выдумывать подземный
склеп со скелетом великана и металлическим конем с окнами? Чем-то эта история
напоминает мне сказку о волшебной лампе Алладина. Тому тоже достаточно было
лишь потереть лампу, и все его желания исполнялись.
Сказки потому и сказки, что повествуют о фиктивных историях. Рассказы о
страшном оружии, применявшемся в доисторические времена, со сказками ну никак
не сравнишь. Во-первых, потому, что в них описываются такие технологии, о
которых мы только недавно кое-что узнали, во-вторых, потому, что тысячелетия
назад не выцарапывали на глине никаких сказок, и, в-третьих, потому, что
описания оружия богов встречаются у многих народов.
Существует еще одна, достаточно веская причина, в связи с которой можно сказать,
почему основа сюжета «Аргонавтики» возникла не в Греции: созвездия.
Восточнее созвездия Большого Пса (его легко отыскать в ночном небе, потому что
к этой группе звезд принадлежит яркий Сириус) расположена формация «Арго».
«Арго» (небесный корабль) отыскать намного сложнее: он находится значительно
дальше, в южном направлении, а весной пропадает из вида еще в вечерние часы.
«Арго» на небесах был отдан богине Афине, тоже делавшей корабль в «Аргонавтике»
невидимым и снабдившей его «говорящим древом». Однако данное созвездие в роли
небесного корабля существовало еще у вавилонян [65]. То же самое касается и
Овна. Греки связывали происхождение созвездия Овна с золотым руном. Они
полагали, что Фрі ікс и его сестра Гелле перелетели на овне из Европы в Азию.
Гелле упала с летящего овна в море. Поэтому пролив в том месте еще и сегодня
называется Геллеспонтом. Овен же, сбросив золотую шкуру, улетел на небеса, где
превратился в созвездие. Однако созвездие Овна было с незапамятных времен
известно в древнем вавилонском царстве.
Крылатый конь Пегас, согласно греческой легенде, носил на спине демоническое
существо по имени Химейра — обладательницу львиной, козлиной и драконьей голов.
Но одноименное созвездие — Пегас — существовало до Аполлония уже тысячелетия.
То же самое касается и созвездий
|
|