|
dyssee c'est le cote de l'Ocean occidental; les
Argonautes, c'est le cote de l'Ocean oriental. Les Argonautes representent un
monde»).
И совершенно иначе видит все Кристина Пеллех [38]. В своем подробном
исследовании она сравнивает странствия Одиссея с «Аргонавтикой», чтобы потом
сделать выводы, что «Одиссея» представляет собой «поддиапазон путешествия
аргонавтов». А Одиссей, мол, в действительности предпринял кругосветное
плавание — за тысячелетие до Колумба. Госпожа
Пеллех придерживается взгляда, что египтяне пользовались финикийскими
источниками, «и этот финикийско-египетский конгломерат был в свою очередь
позаимствован греками». Сюжет «Аргонавтики», как и «Одиссеи», позаимствован в
Египте, пишет госпожа Пеллех, и обосновывает это тем, что Аполлоний Родосский
вырос в Александрии, посещал тамошнюю библиотеку и окончательно «повернулся к
Египту спиной» после ссоры со своим учителем.
Доводы Кристины Пеллех можно счесть чистым и хорошо аргументированным
исследованием, ей удалось идентифицировать бесчисленные остановки того
путешествия с определением мест в отдаленных областях мира. Но, несмотря на все
это, вопросы по-прежнему остаются.
Все замечательные и скрупулезно составленные объяснения различных ученых могут
оказаться макулатурой. Ведь с большинством географических данных Аполлония
логически согласиться никак невозможно. Есть ли вообще шанс объяснить их?
Допустим, мы согласимся, что Аполлоний и впрямь позаимствовал основу легенды об
аргонавтах в Египте и «перенес» ее в Грецию. Предположим, потом он
вчувствовался в путешествие своих героев и добавил в эту историю географические
подробности. В таком случае, Аполлоний отлично знал тот греческий мир, все реки,
побережья и горы Греции. Но даже при подобном взгляде на данный вопрос
сложностей не убавится. Как тогда объяснить следующий пассаж Аполлония [14]?
«…так сидели они на скамьях своих, освобожденные от цепей Аргуса. Изо всех сил
хлестал прилив; вечером подошли к острову Атлантидн. Орфей пылко просил их,
дабы не отвергали они торжества острова небольшого, таинства его, права, обычаи,
произведенья священные. Так смогут снискать они любовь небес в море опасном…»
Не забывайте, что Атлантида была островом бога Посейдона, двое сыновей которого
тоже плыли на «Арго», а амфибии, появлявшиеся из морских глубин, были
творениями Посейдона. Однако откуда Аполлонию известно об Атлантиде, если,
конечно, это она имелась в виду под словом «Атлантидн»? Он пишет о торжествах,
которые не следует отвергать, а также о таинствах, правах и обычаях. И, — не
минуя на своем предыдущем пути ни единой географической малости, — на этот раз
почему-то не отваживается детальнее поговорить о подобных вещах. Здесь что-то
не так. (Я попрошу вас потерпеть немного, к истории с Атлантидой я вернусь чуть
позже.)
А было ли оно вообще, то самое путешествие «Арго»? До тех пор, пока не
обнаружатся более древние источники, чем те, что сейчас имеются у нас, мы этого
никогда не узнаем наверняка. И тем не менее я, стреляный воробей богов, 40 лет
идущий по их следам, убежден в том, что многие элементы «Аргонавтики» так
просто не придумаешь. Фантазия — это нечто прекрасное, люди с удовольствием
фантазировали несколько тысячелетий назад. Однако фантазии не возникают из
Ничего. Их порождают изначальные события, непонятные происшествия, загадочные
вещи, которые не вмещаются в рамки разумного.
Сегодня мы пытаемся понять фантазии предков с точки зрения психологии и делаем
это по старым, привычным схемам. Мы пытаемся все объяснить природными явлениями,
такими, как гром и молния, звезды, тишина и бесконечность, извержения вулканов
и землетрясения. К тому же приступая к обоснованию своей интерпретации текста,
каждый ученый продолжает мыслить в рамках только своего Настоящего. Так
называемый дух времени затуманивает нам обзор и повелевает быть
«благоразумными» и «сознательными». По «Аргонавтике» мой дотошный секретарь
притащил мне в кабинет 92 книги из университетской библиотеки г. Берна. Как
обычно, тонешь в комментариях, без конца сочиняемых учеными мужами любой эпохи,
— но никто из них не знает, что истинно. И каждый приводит свои особые
аргументы.
У меня, по крайней мере, каркас мыслей остается одним и тем же постоянно — в
опубликованных с 1968 года 24 книгах. Все, что я пытаюсь сделать, так это
отыскать новые аргументы, подтверждающие мои первоначальные теории. При этом
мозаика складывается все лучше, картинка, проступающая на ней, становится все
выразительней. Причем я, конечно же, и не спорю, что у моей теории есть свои
пробелы, что она уязвима и что многое в ней можно объяснить иначе. Только,
ну-ка скажите мне быстро: что, в конце концов, есть правда, а что — неправда?
Корректен ли был анализ текстов за прошедшие 100 лет? Убедительны ли выводы?
Демонстрируют ли они, — как, естественно, считает само научное сообщество, —
картину фундаментальных знаний? Или же все это (что тоже можно научно доказать)
следует интерпретировать только как аргументы своего времени — и не больше?
Именно это умозаключение можно разгромить «на ура». Чем занимается Эрих фон
Деникен, как не истолкованием тех или иных вопросов в полном соответствии с
духом своего времени? Однако не пора ли нам понять, что мы — всего лишь живая
соринка в универсуме, что мир и космос куда фантастичней, чем уверяют нас наши
школьные мудрецы? Неужели мы не должны перепрыгнуть собственную тень и в связи
с такой полнотой материала (а я знаю о 24 книгах по данной теме) согласиться,
что в древней челов
|
|