|
ные края, в город летнего
пребывания, построенный ею в Армении, оставляла наместником и управителем
Ассирии и Ниневии Зрадашта128[127] - мага и родовладыку маров129[128].
Придерживаясь в течение многих лет такого порядка, Шамирам полностью доверяет
ему осуществление своей власти.
Многократно подвергаясь порицаниям своих сыновей за сладострастие и
слишком распутный нрав, она истребляет их всех, и выживает лишь младший из них,
а именно - Ниний. Она и не проявляла никакой заботы о своих сыновьях, делясь
своей властью и сокровищами со своими друзьями и любовниками. Да и муж ее Нин,
как говорят, не умер во дворце в Ниневии и не был похоронен ею, а бежал на Крит,
оставив царскую власть, после того как узнал ее развратный и злобный нрав.
Сыновья же, возмужав и созрев разумом, напоминают ей все это, думая отвратить
ее от бесовской похотливости и (уговорить) передать им власть и сокровища. Но
она, разъярившись пуще прежнего, истребляет их всех, и остается лишь, как мы
сказали выше, Ниний.
Когда же из-за каких-то провинностей, допущенных Зрадаштом в отношении
царицы, между ними возникают раздоры, Шамирам идет на него войной, ибо мар
задумал захватить всю власть. Война разгорается, и Шамирам спасается от
Зрадашта бегеввом в Армению. Тут Ниний, улучив удобное для мщения время,
убивает свою мать и становится царем лад всей Ассирией и Ниневией. Вот мы и
рассказали, отчего и как умерла Шамирам.
18
О том, что действительно сначала имела место война Шамирам в Индии, а потом уже
- ее смерть, происшедшая в Армении
Дабы не сделаться нам посмешищем для людей, (скажу, что) я знаком с
рассказом Кефалиона, который в числе многого прочего говорит прежде о рождении
Шамирам затем о войне Шамирам с Зрадащтом и о победе Шамирам и только после
этого - о войне с индийцами. Но нам более достоверным, чем это, показались
разыскания Мар Абаса Катины по халдейским книгам. Ибо излагает он
последовательно и объясняет причину войны. К тому же и легенды нашей страны
подтверждают мнение многоопытного сирийца, рассказывая о смерти Шамирам именно
здесь и о бегстве ее пешком, и о жгучем желании - жажде воды - и его утолении,
и о том, как настигли ее меченосцы, и как (бросила она) ладанку в море, и о
словах (песни) о ней: "Ожерелье Шамирам (брошенное) в море"130[129]. Но если ты
любишь легенды, (то знай) - Шамирам (обратилась) в камень прежде Ниобеи131[130].
Однако об этом достаточно. Перейдем к дальнейшим событиям.
19
О том, что произошло после смерти Шамирам
В этих главах я, приведя все в соответствие, последовательно представлю
старейших мужей и предков нашего народа, предания о них и свершения каждого из
них, не прибавляя ничего вымышленного к тому, что сказано в книгах и,
следовательно, к словам мудрых мужей, знатоков всего этого, в чьих (трудах) мы
постарались тщательно отобрать все записи о древности. И скажу, что мы в этой
истории придерживаемся истины по приверженности нашей к правдивости. Что (все)
составлено именно так,- то известно Богу; люди же пусть хвалят или поносят -
это иам безразлично, и мы далеки от этого. Но соответствие в рассказах и
согласие в числе и порядке потомков указывают на точность нашего труда. И
расположив все это таким образом, либо (с полной) достоверностью, либо же с
незначительными отклонениями от правды, начинаю (повествовать) тебе о
дальнейших событиях из истории Сплетения полезностей132[131].
Итак, после смерти Шамирам от руки ее сына Замеса, то есть Ниния, что
произошло после убиения Ара, мы признаем следующий достоверный порядок. Ниний,
убив свою сластолюбивую мать, становится царем и живет в мире. При нем
завершаются годы жизни Авраама.
Сравнение родословия133[132] нашего народа с еврейским и с халдейским до
Сарданапала по прозванию Тонос Конколерос
Еврейские
Исаак Левий
Иаков Кахат
Амрам Моисей
Иисус
Начиная с него, мужи (следуют) не происхождению, а по преуспеянию; и все
они от Авраама. Когда Иисус сразил хананеев134[133], те бежали от него в Аграс,
плывя на Тарсис135[134]; это видно по надписям на каменных столпах, в стране
африканцев, сохранившимся до нынешнего дня, на которых написано в точности так:
"Мы, хананейские нахарары, бежавшие от разбойника Иисуса136[135], прибыли сюда
на обитание". Один из них - наш почтеннейший Кананидае - (оказался) в Армении.
Мы навели справки и досконально выяснили, что поколения рода Гнтуни вне всяких
сомнений происходят от него; да и обычаи мужей этого рода выдают в них хананеев.
Готониил Есебон
Авод Елон
Барак Лабдон
Гедеон Сампсон
Абимелек Елий
Тола Самуил
Иаир Саул
Ептаи Давид и далее, по порядку.
Халдейские
Арнос Сусарис
Аралиос, (тот же) Амюрнос Ламбарис
Ксеркс, (тот же) Балеос Паннаис
Армамитреос Сосармос
Белокос Митреос
Балеос Тевтамос
Алтадос
|
|