|
ле, потому что она была делом рук его
собственного аббата — аббата Вермута и Ярроу. Церковные нововведения пиктских
королей, а также менее хорошо известные процессы в пиктской церкви будут
описаны в одной из следующих глав. Здесь же нас интересуют только воинские
подвиги монархов и то, как они повлияли на историю пиктского народа. В ту эпоху
лидерство играло ключевую роль: появление или безвременная гибель удачливого
короляполководца буквально ежегодно могли с корне менять судьбу нации.
Рис. 11. Шотландия
Из длинного списка пиктских королей в исторический период только трое
произвели существенное впечатление на современных им зарубежных анналистов. К
счастью, все эти три короля правили в разные столетия. Для VI века это Бриде,
сын Маэлгуна, для VII — Бриде, сын Били, и для VIII — Онуйст, сын Вургуйста,
или Энгуст, сын Фергуса в ирландских источниках. И даже о них троих мы знаем
сравнительно мало. Однако и того, что мы о них знаем, достаточно, чтобы
засвидетельствовать воинскую доблесть пиктов, в некоторых случаях — даже
исключительную, вместе со всем, что предполагает это понятие: людские ресурсы,
стратегия, экипировка и транспорт. Эти пиктские короли бились рядом с другими
великими королямивоинами ирландцев, бриттов и англов в тех «ужасных
столкновениях битв»17 (как красочно охарактеризовал их Адамнан), которые в
послеримский период велись год за годом между соседними государствами за
господство над южной Шотландией.
ЦАРСТВОВАНИЕ БРИДЕ, СЫНА МАЭЛКОНА
Послеримская история пиктов начинается с царствования Бриде, сына
Маэлкона, поскольку он — первый король в королевском списке, который упомянут в
независимом историческом источнике. Имя его отца — Маэлкон — является
эквивалентом имени Маэлгун; так звали короля северного Уэльса, чья семья якобы
происходила из области к югу от Форта, находившейся в то время в руках бриттов.
Маэлгун умер в 547 году, и вполне возможно, что этот могущественный король
Уэльса на самом деле и был отцом Бриде.
Примерно через пять лет после начала своего царствования Бриде победил
скоттов в Аргайле. В том же году летописи фиксируют смерть короля скоттов —
Габрана. Род Габрана поселился в Напдэйле и Кинтайре в V веке, и его семья
играла важную роль во всей истории Дал Риады. Не вполне ясно, действительно ли
это «бегство скоттов перед Бруде, сыном Маэлкона» было решительной победой
пиктов, однако уже само то, что оно в тот момент фигурировало в ирландских
анналах, отражает важность этого события, причем в следующие пятнадцать лет
между пиктами и скоттами никаких столкновений не зафиксировано.
Согласно «Житию Колумбы», написанному Адамнаном, Колумба посетил
племянника (и наследника) Габрана — Коналла, сына Комгалла, непосредственно
перед тем, как в первый раз отправиться на Иону. Семейство Комгалла владело
областью ЛохФайн, которая до сих пор носит его имя: Ковал. Им также удалось
взять под свой контроль область к западу — от озера до самого морского
побережья. В ходе визита Колумбы король и святой, несомненно, детально обсудили
проблему пиктских соседей Коналла. Действительно, вполне возможно, что сама
миссия Колумбы к пиктам была предпринята по прямой просьбе Коналла в то время,
когда на Дал Риаду оказывалось давление.
Основным источником информации об обращении пиктов Колумбой является
«Житие», составленное Адамнаном. Адамнан, девятый аббат Ионы, написал «Житие»
приблизительно в конце VII века, примерно через сто лет после кончины Колумбы.
У Адамнана была возможность черпать информацию как из письменных источников,
так и из свидетельств «наших предшественников, верных людей». Однако Адамнана,
естественно, интересовали не столько факты жизни Колумбы, сколько факты,
подтверждавшие его святость.
К сожалению, описание действий Бриде в рассказе Адамнана почти целиком
состоит из литературных штампов. Он изображен как некий условный языческий
монарх, который лицом к лицу столкнулся с апостолом веры. Подлинная встреча
между Бриде и Колумбой, вероятно, была совсем не похожа на изображенную у
Адамнана картину: с одной стороны святойчудотворец, с другой — ошеломленный и
озадаченный король. Однако именно такое представление доминировало во многих
последующих работах на эту тему. Типичный пример — деталь фрески работы
художника XIX века Уильяма Хоула, которая показана здесь (фото 3). Коренастый,
мужиковатый Бриде просто остолбенел от всего того, что говорит и делает
неземной, почти воздушный святой Колумба. Вполне понятными средствами рассказ
Адамнана показывает, с точки зрения автора «Жития», духовное превосходство и
силу своего героя, которому помогает Бог, в контрасте с уязвимостью безбожных
язычников. Однако этот рассказ мало что говорит нам об историческом Бриде.
3. Деталь стенной росписи в Национальной портретной галерее (Эдинбург)
работы Уильяма Хоула (1846—1917).
Бриде, окруженный христианскими соседями, не мог не знать о существовании
и общем характере христианской веры. Когда он услышал о приезде Колумбы и о его
желании проповедовать, он, видимо, должен был тщательно взвесить все плюсы и
минусы, связанные с выдачей Колумбе разрешения на миссионерскую деятельность.
Выгоды были связаны в основном со статусом и с тем, что таким образом была бы
нейтрализована особая связь, объединявшая ирландцев в Британии и британцев, —
их общая вера, что, конечно, было очень желательно для пиктского короля. При
этом он просто мог думать, что Бог хри
|
|