|
Дамьетты стоила крестоносцам огромных потерь, поэтому, когда Людовик Святой в
1249 г. направил свои силы к этому городу и с первого удара захватил его
благодаря блестяще успешной высадке 6 июня, то его победа потрясла египетский
мир. Султан Египта тогда в наказание велел казнить пятьдесят эмиров, после чего
при каирском дворе более чем когда-либо пошли друг за другом убийства и
перевороты.
Жуанвиль оставил патетический рассказ о страшной охоте на человека,
завершившейся смертью султана Туран-шаха, последнего потомка Саладина; он был
убит мамлюками по приказу того, чье имя вскоре стало знаменитым, когда он после
серии убийств вознесся на вершину командования тюркско-арабскими силами, - это
султан Бей-барс. Попав в плен вместе со многими своими спутниками, хронист
оказался на охраняемой галере, откуда видел часть этой варварской охоты.
Туран-шах еще ранее велел построить при входе в лагерь башню из еловых досок,
обитую раскрашенным полотном; когда он увидел, что ему в конце устроенного им
пира начинает угрожать мамлюкская гвардия, то решил скрыться в этой башне:
"Султан, молодой и легкий, с троими близкими людьми, убежал в башню, которую
построил, мамлюки стали кричать ему, чтобы спускался, но он потребовал гарантий
безопасности. Тогда они сказали, что заставят его спуститься силой, с помощью
греческого огня, который подожжет башню из еловых досок и полотна. Башня
действительно быстро загорелась, и я никогда не видел такого красивого и
высокого пламени. Султан спешно спустился и бросился к реке по той дороге, о
которой я ранее говорил... Но мамлюки с мечами и копьями преградили ему дорогу,
и когда он подбежал к реке, один из них вонзил ему копье в бок, и с ним султан
нырнул в воду. Они же бросились вплавь за ним и добили его в реке около нашей
галеры, где нас держали под стражей".
После этой дикой охоты на человека один из мамлюков предстал перед
пленным Людовиком Святым "с окровавленными руками и сказал: "Что ты мне дашь? Я
убил твоего врага, который погубил бы тебя, если бы остался жив". Но король
ничего ему не ответил". В условиях страшного беспорядка, царившего в египетском
лагере, пленники могли готовиться к худшему: "Их пришло на нашу галеру почти
тридцать человек с обнаженными мечами в руках и датскими топориками на шеях. Я
спросил у монсеньора Бодуэна Ибелинского, знает ли кто сарацинский язык, и что
они говорят; он мне ответил, что они говорят, что пришли отрубить нам головы".
Бейбарс, а затем султан Аль-Ашраф, взошедший в свою очередь на трон
Египта, в конце концов нанесли последний удар франкской Сирии, взяв Акру. Но
это не помешало венецианцам в 1304 г. заключить торговые договоры с их
преемником султаном Насиром, который радушно дал им право обосноваться на
египетском побережье. Египет, бедный древесиной и металлами, ради обеспечения
себя вооружением мог рассчитывать только на иностранцев; речь шла, конечно, о
торговле, запрещенной в христианском мире, за которую полагалось отлучение от
церкви, поскольку она рано или поздно оборачивалась против христиан. Но в ту
эпоху для итальянских купцов интересы экономические полностью преобладали над
интересами христианства.
Мистика и политика
I. Монах и султан
В начале XIII в положение франкской Сирии ни в чем не было схоже с ее
положением в предыдущем столетии Парадоксально, но продолжали называть
королевство иерусалимским, хотя Иерусалим уже не входил в его состав, и
территория, управлявшаяся теперь королями, сводилась к узкой полосе, ставшей
базой новых завоеваний, опасной для мусульман, поскольку это была прибрежная
полоса, открывавшая доступ крестоносцам и облегчавшая их снабжение С этой точки
зрения они, в общем, были в лучшем положении, чем их предшественники в XI в
Наконец, захват Кипра и Константинополя позволял проведение многих операций,
которые в предыдущем столетии по злой воле византийцев были или затруднены, или
затягивались
Условия, таким образом, радикально изменились по сравнению с первым веком
существования заморских королевств Но и в христианском мире многое также
переменилось его будоражили различные экономические и социальные движения, но
особенно течения мысли с неясным исходом их борьбы В плане религиозном разве не
началась уже борьба между желающими помочь церкви в ее бедах и ее противниками'
Все более или менее чувствовали, что над церковью нависла угроза задохнуться
под тяжестью собственного богатства, но кто возьмет верх, сектанты различных
еретических движений или нищенствующие ордена? В этом заключалась характерная
особенность бурления идей и интересов, сотрясавшая Запад в ту эпоху и
порождавшая страстные университетские споры, острое соперничество торговых
городов, столкновения мировоззрений буржуа и баронов.
На Востоке же Западный мир открыл для себя и ясно осознал на опыте, чисто
эмпирически, не понимая, может быть, возможных последствий, те новые тенденции,
что проявились в христианском мире. Отсюда большое значение некоторых событий
крестовых походов, более знаменательных, нежели другие, поскольку в них
вырисовывается новый стиль жизни и деятельности в действие поочередно вступали
и чистые мистики, отбрасывавшие всякое оружие, всякую технику, все человеческие
средства и признававшие только благодать, и, наоборот, чистые политики,
принимавшие в расчет только эффективность и совершенно скептически относившиеся
к тем мероприятиям, которые ранее оправдывались одной верой. Появились, наконец,
и такие, кто комбинируя две крайности, мистику и политику, терпеливо и
методично служил своей вере.
Два человека в сутанах из грубого сукна, опоясанные веревками, которые
спокойно шли по кустарнику, произвели, несомненно, на дозорного впечатление
ненормальных, или, может быть, он принял их за вероотступников, шедших искать
|
|