Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Режин Перну - Крестоносцы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
патрули, благодаря которым внезапные нападения врага были исключительно 
редкими; точно так же войсковые колонны на марше охранялись пешими лучниками. 
      Сохранилось немного сведений о расположении лагерей; на миниатюрах 
изображены остроконечные шатры в виде палаток, или иногда с двускатной крышей; 
довольно часто, если была возможность, лагерь разбивали на полях, чтобы пасти 
там лошадей; в этом случае за разбивку лагеря отвечал маршал. Когда путь 
пролегал по покоренным землям, вперед высылали вестников, чтобы они подготовили 
жилье в городе. Установлено, что армии в походе проходили до пятидесяти 
километров в день. 
      Отряды поддерживали связь между собой, посылая гонцов и разведчиков; 
удивительно, но каким бы медленным ни было сообщение между Западом и Востоком, 
оно оставалось довольно регулярным: с самого начала похода крестоносцы посылали 
письма либо к папе Римскому, либо попросту к своей семье и получали ответы, что 
свидетельствует о постоянном передвижении курьеров. Во время самого похода или 
в пути из одного места на Востоке в другое они активно использовали голубиную 
почту. После пребывания в Кесарии, где они праздновали Пасху, крестоносцы 
впервые, если верить Раймунду Ажильскому, подстрелили голубя, несущего письмо 
эмира Акры к эмиру палестинской Кесарии; впоследствии мы встречаем 
неоднократные упоминания о голубиной почте: 
      "Тогда они хотели отчитаться перед своим господином, - писал Гильом 
Тирский, - а добраться до него было невозможно, ибо вражеская армия осадила 
замок со всех сторон и не имелось никакой возможности ни войти, ни выйти оттуда.
 Взяли они двух голубей, подготовленных к такого рода службе, и привязали к их 
хвосту две записки, в которых позаботились изложить правителю все сведения об 
исходе переговоров и полученных ими обещаний, и тотчас же освободили двух птиц. 
Оба голубя сейчас же вернулись в то место, где были воспитаны и попали к тому, 
кто их охранял и кормил; полученные же записки отнесли правителю". 
      Самой животрепещущей проблемой для крестоносцев являлись лошади. Животные 
гибли во время перехода через пустыни от голода и жары точно так же, как и люди,
 а их перевозка по воде часто оказывалась нелегким делом. Хронисты всегда с 
удовлетворением упоминают о лошадях, захваченных в бою, ведь пленить лошадь 
значило упрочить победу. Анонимный историк первого крестового похода повествует,
 как в январе 1099 г. во время налета на окрестности Кесарии крестоносцам 
удалось увести с собой пять тысяч животных, но он также не погнушался заметить, 
что несколькими неделями спустя патруль из четырнадцати рыцарей воспользовался 
случаем, чтобы захватить шесть лошадей. Среди лошадей различали боевого коня - 
destrier которого вели по правую руку от рыцаря, парадного коня и вьючную 
лошадь ронкина. 
      Известно, как в одной критической ситуации король Балдуин приказал 
оруженосцам вооружиться подобно рыцарям, чтобы усилить весьма немногочисленные 
отряды, но этот приказ не был выполнен из-за нехватки коней. Позже участник 
крестового похода Барбароссы, епископ Вюрцбурга Готфрид отмечал, что в 1190 г. 
из-за большой смертности у них осталось всего шесть сотен лошадей. 
      В королевстве Иерусалимском человек, занимавший должность маршала, прежде 
всего, должен был поставлять армии лошадей. Хроника Виллардуэна, который носил 
это звание в Шампани, полна упоминаний о "добрых боевых конях", он отмечал эту 
деталь по привычке. 
      Сразу после осады Никеи, 19 июня 1197 г., крестоносцы впервые встретились 
с мусульманами, сражаться с которыми они прибыли, лицом к лицу, в чистом поле. 
      Шок от столкновения был необычайно сильным; Гильом Тирский, узнав о нем 
из найденных им повествований, настаивает, что франков, ошеломленных тактикой 
своих новых противников, охватило смятение Они наткнулись на отряды турок, 
стрелявших из лука, оружия, с которым сами крестоносцы не умели обращаться 
      "Отряды турок, тотчас же ринувшись на наше войско, выпустили такое 
огромное количество стрел, что казалось, это град, падающий с неба, едва первая 
туча упала, описав дугу, как за ней последовала другая, не менее густая, и те, 
кто остались невредимыми сначала, были сражены мгновение спустя. Эта манера боя 
была полностью незнакомой нашим воинам, они не могли его вести на равных, ибо 
не имели к нему никакой привычки и видели, как их лошади, оставшиеся без защиты,
 падают; сами же они, неожиданно получившие часто смертельные раны, которых 
невозможно было избежать, попытались отогнать врага, бросившись на него и разя 
мечом и копьем. Однако те, в свою очередь неспособные противостоять подобному 
натиску, не замедлили ускользнуть, чтобы уйти от первого удара, и наши воины, 
не найдя никого перед собой, обманутые в своих ожиданиях, были вынуждены 
вернуться к своему войску. Тогда как они удалялись, не достигнув успеха в своих 
намерениях, турки вновь стремительно соединились и начали метать свои стрелы, 
обрушивавшиеся на наши ряды подобно ливню, не оставляя никого без гибельной 
раны. Наши люди как могли противостояли, защищенные своими шлемами". 
      Действительно, только благодаря своему защитному вооружению франки 
уцелели при первой встрече с врагом. 
      Однако теперь они знали, с каким противником им придется иметь дело. 
Мусульманский мир, который они атаковали, имел победоносное прошлое, не 
позволявшее сомневаться по поводу его воинской доблести. В течение многих 
столетий Запад жил в страхе перед арабским миром, который одним за другим 
потряс до основания все могущественные государства и пытался даже овладеть 
Константинополем. Когда в XI в. началась Реконкиста, мир оказался поделенным на 
две половины: самая большая была мусульманской территорией, самая маленькая - 
христианской. Такова была средневековая география. И свою большую половину 
"сарацины" завоевали с оружием в руках - в джихаде, ужасной "войне, священной" 
для мусульман24. Бароны не могли не знать этого. После временного упадка, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-