|
с расстояния в шесть миль от Иерусалима в зловонных бурдюках, спешно выделанных
из бычьих шкур. Бароны приступили к изучению конфигурации города, затем
построили два деревянных "замка" и три дня (воскресенье - 10, понедельник - 11
и вторник - 12 июля) устанавливали их напротив иерусалимской стены, между
церковью Св. Стефана и Кедронской долиной.
Первый штурм начался двумя днями позднее:
"Но прежде чем вторгнуться туда, епископы и священники, проповедуя и
увещевая всех, повелели устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений
Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост".
Наконец, пополудни в пятницу, 15 июля, после почти двадцати четырех часов
боя, произошел решительный перелом: рыцарь по имени Летольд, родом из Турне,
первым взобрался по лестнице, установленной на деревянном замке, где бились
Готфрид Бульонский и его брат Евстафий Булонский, на городскую стену:
"Едва только он оказался наверху, как все защитники города побежали прочь
от стен, через город, а наши пустились следом за ними, убивали и обезглавливали
их, (преследуя) вплоть до Соломонова храма, а здесь уж была такая бойня, что
наши стояли по лодыжки в крови"14.
В то же время граф Раймунд Сен-Жилльский штурмовал южный участок стены и
принял капитуляцию "эмира", оборонявшего башню Давида, находившуюся в западной
части иерусалимских укреплений; гарнизон сдался графу, который обещал сохранить
всем жизнь и действительно сдержал слово, отправив мусульман в целости и
сохранности в Аскалон.
Следующие строки анонимной хроники дают представление о чувствах, которые
переживали, как один, все крестоносцы:
"Крестоносцы рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и
мулов, забирая (себе) дома, полные всякого добра. (Потом), радуясь и плача от
безмерной радости, пришли наши поклониться гробу Спасителя Иисуса и вернуть ему
свой долг"15.
Взятие Иерусалима и последующая резня являются самой кровавой и черной
страницей в истории крестового похода; для славы самих же крестоносцев было бы
лучше, если б она никогда не была написана, чего так желал уже неоднократно
нами упоминаемый историк XII в. Гильом Тирский. Но эти люди, три года бывшие в
пути, каждодневно подвергали опасностям собственные жизни, познали голод и
жажду, усталость в дороге, конца и края которой не видели. Их ожесточение
достигло своего апогея, когда они увидели, что мусульмане на стенах намеренно
подвергают оскорблениям христианский крест. Каждый мог ожидать, что победа
будет сопровождаться вспышками насилия; но от этого она тем не менее не стала
постыдной.
17 июля 1099 г. - спустя два дня после штурма - бароны собрались в Святом
городе, чтобы выбрать средь себя вождя, способного сохранить завоеванную землю
и управлять ею наилучшим образом. Особой его задачей, по словам Альберта
Ахейского, должна была стать охрана Святого Гроба Господня, что напоминает нам
о главной цели крестового похода: все бароны покинули отчий дом и перенесли
столько испытаний, чтобы вернуть Гроб Господень христианскому миру. Вне
зависимости от амбиций каждого из них изначальных, как у Боэмунда, или
зародившихся по ходу экспедиции у других баронов, - все они хранили верность
своему первому обету наравне с бедняками и мелкими рыцарями. Прежде всего,
нужно было сохранить то достояние всех христиан, каковым являлась гробница
Христа.
Каждый из присутствовавших на военном совете, собравшемся спустя три года
после отправки экспедиции, в захваченном наконец городе, должен был ощущать его
торжественность. Великий проект папы Урбана II был претворен в жизнь;
оставалось только обеспечить ему дальнейшее существование, которое, правда,
могло быть исключительно шатким: завоевания крестоносцев состояли всего лишь из
территориальной полосы, причем не связанной между собой, поскольку Иудея и
Галилея еще не были полностью захвачены, и в любой момент нападение со стороны
могущественных городов Дамаска или Аскало-на, расположенных в опасной близости,
грозило армии баронов уничтожением. Большинство прибрежных городов, за
исключением срочно укрепляемой Яффы, оставались в руках мусульман, и
крестоносцы могли ждать помощи только со стороны моря, откуда, в крайнем случае,
можно было подвести продовольствие.
На мгновение могло показаться, что Святой город следует передать в руки
церковного вождя. Клирики не жалели сил, защищая эту идею вне стен совета -
ведь город был церковной вотчиной, а поскольку папский легат умер, не дойдя до
него, нужно было бы выбрать среди присутствующих клириков патриарха, который и
примет Иерусалим на хранение.
Но всем было ясно, что город еще более нуждается в активном защитнике; по
общему мнению участников совета, им должен быть король, умело владеющий оружием,
способный организовать оборону, и, как следствие, подчинение еще не
завоеванных территорий, а также обеспечить единство среди баронов, остающихся в
Святой Земле. После этого совет сделал выбор, который - какими резонами его не
объясняли после - продемонстрировал склонность к моральной "чистоте" у этих
баронов, хоть и не раз проявлявших насильственные и амбициозные черты характера,
но в данном случае не давших повода обвинить их в низости и в наличии личных
интересов. Ведь они выбрали не самого богатого - Раймунда Сен-Жилльского,
которому много рыцарей было обязано своей экипировкой и дорожными издержками,
ни самого рассудительного Танкреда, характер которого сразу становится понятным
для нас, если вспомнить, что он принадлежал к тому же семейству, что и Боэмунд,
но самого "благочестивого" - Готфрида Бульонского. Этот человек за три года
скитаний, боев и испытаний доказал свою храбрость и мудрость.
|
|