|
неплохо информированный, несмотря на то, что он не был очевидцем событий,
утверждает, что император позаботился о снабжении продовольствием крестоносцев
и по его приказу купцы "подводили корабли, полные пищи, зерна, вина, масла,
ячменя и сыра и продавали все эти продукты паломникам по справедливой и доброй
цене" Те же предавались безудержному грабежу, так как отныне находились на
вражеской территории Более того, в лагере, где постоянно сталкивались ломбардцы,
немцы и французы из всех регионов, национальные различия быстро привели к
возникновению распрей. В конце сентября отряд германцев захватил крепость
Ксеригорд, в четырех днях пути от Никеи, где расположились, забыв о всякой
осторожности Турки, проведав об этом, во всеоружии явились, чтобы захватить это
местечко, и после четырех дней ужасных страданий - несчастные были полностью
отрезаны от воды крестоносцам пришлось капитулировать Это стало прелюдией
катастрофы, в которую попал поход бедноты несколько недель спустя
Сам Петр Отшельник в этот момент вернулся в Константинополь, чтобы
добиться продовольствия и, возможно, просить у императора прислать
военачальников, без которых его разрозненные отряды были обречены на
бездействие. В его отсутствие большой отряд крестоносцев покинул Цивитот,
оставив там женщин и детей, и направился к долине Дракона, 21 октября
несчастные угодили прямо в засаду, устроенную турками, которые учинили страшную
резню После этого победителям не составило труда застать врасплох лагерь у
Цивитота и без разбора перебить всех, кто там находился мужчин, женщин, детей
Единственный уцелевший после бойни смог добраться до Константинополя и
предупредить Петра Отшельника, который бросился к императору, чтобы сообщить о
несчастье, постигшем его товарищей Алексей выслал помощь, но, узнав о
приближении императорского флота, турки в ночь с 23 на 24 октября покинули
Цивитот и вернулись в Никею Вальтер Неимущий и большинство других предводителей
погибли
На следующий год Фульхерий Шартрский, проходя с регулярными армиями по
дороге из Никомедии в Никею, видел на протяжении всего Никомедийского залива
груды костей, иссушенных солнцем, - напоминающих о произошедшей трагедии. По
словам Анны Комнины, в 1101 г из этих костей собрали "не холм, не бугор, не
горку, а огромную гору, необыкновенную по высоте и толщине, вот какой курган
костей они набросали Позднее люди того же племени, что и убитые варвары,
воздвигли стену в виде города и вперемешку с камнями, как щебень, заложили в
нее кости убитых, и город стал для них гробницей Он стоит до сих пор,
окруженный стеной из камней, смешанных с костями"7. Вот и все, что в буквальном
смысле осталось от крестового похода бедноты.
Однако его участники очень быстро попали в фольклор и легенду. В начале
XII в. они стали героями нескольких эпических поэм. "Песни о пленниках", "Песни
об Антиохии", "Взятия Иерусалима". Иногда они предстают перед нами в виде
пленников, перетаскивающих камни и повозки на строительстве дворца для
"Корборана" (это имя, по-видимому, является видоизмененным именем султана
Кербо-ги), или же участвуют в сказочных битвах с пустынными львами и змеями,
турками. Их также уподобляли бродячим бандитам, о которых рассказывается только
у Гвиберта Ножанского (причем с осторожностью: ut dicitur - как говорят) -
тафурами, своего рода нищими проходимцами, которые якобы выбрали своим королем
одного нормандского рыцаря по имени Тафур и прослыли пожирателями человечины.
Таким образом, вся эпическая литература самопроизвольно сформировалась вокруг
Петра Отшельника и его несчастных товарищей в виде легендарной обработки почти
современных событий, что давало жонглерам возможность лишний раз поразить своих
слушателей, отметив, что речь пойдет об "настоящих историях". Именно с
подобного утверждения начинается "Песнь о Рыцаре с лебедем":
Мы споем вам про Круглый Стол Но я не хочу вам поведать ни басен, ни лжи,
И вам стою песнь, не лишенную притягательности, Ибо она является историей, а
потому и истинна.
Итак, Петр Отшельник стал героем героических песен наравне с Карлом
Великим и Гильомом Оранжским. Его исследователь, Хагенмайер, закончил один из
посвященных ему очерков следующим рассуждением: "Какой бы была слава Петра
Отшельника, как бы превозносили его имя современники, если бы поход, которым он
руководил, принял бы иную форму, если бы, например, ему удалось захватить Никею
и удержать ее до подхода основной крестоносной армии?"
Это соображение несет на себе печать нашего времени. А в эпоху Петра
Отшельника от героя не обязательно ждали удачливых действий. Во времена
античности герой всегда был победителем; но заметим, что героические песни
средневековья превозносят не столько победителей, сколько побежденных героев.
Роланд, почти современник Петра Отшельника, потерпел поражение Не забудем, что
речь идет о христианской цивилизации, для которой очевидное поражение, духовное
или материальное, напротив, часто сопутствовало святости и всегда несло в себе
залог успеха, удачи, иногда не проявлявшийся сразу, но который приносил свои
плоды впоследствии. Вспомним, ведь в этом заключался смысл Креста и смерти
Христовой. В том-то и все отличие христианского героя от языческого героя
полубога, что христианин взял себе за образец для подражания Христа, распятого
за любовь к ближнему.
В случае с крестоносцами прославление скромного проповедника, нищего
пилигрима, который только и сделал, что привел к гибели своих людей и сам был
весьма жалкой личностью (мы еще увидим, как он попытается дезертировать во
время осады Антиохии), является вполне справедливым знаком признательности
беднякам, слабым мира сего, пехотинцам, сыгравшим в крестовом походе
малозаметную, но очень плодотворную роль. Ведь идея крестового похода, - а
современные историки это убедительно доказали, была теснейшим образом связана с
|
|