|
Итак, ко всеобщей радости и всеобщему братству, молитвами магистра [1] Гуго де
Пейена, коим милостью Божией положено начало вышеназванному рыцарству, мы
собрались в Труа из разных провинций по ту сторону гор на праздник господина
нашего святого Илария [*2] в год от Воплощения Христова 1128, в девятую
годовщину возникновения вышеупомянутого рыцарства. И об обычае и установлении
рыцарского ордена мы услышали на общем капитуле из уст названного магистра,
брата Гуго де Пейена. И, сознавая всю малость нашего разумения, мы то, что
сочли за благо, одобрили, а то, что показалось неразумным, отвергли. [2] .
Свечи и лампады, зажженные в этот день святителя Илария - 14 января 1128 года -
в соборе Труа с раннего утра, освещали серьезные и благочестивые лица и одеяния
аббатов и епископов в митрах, плащи рыцарей, созванных на Собор; между тем
писец собрания, Жан Мишель, "смиренно записывающий решения, кои они изрекут и
вынесут", [3] скользил гусиным пером по пергаментному свитку.
Два архиепископа - Реймсский и Сансский, десять епископов, семь аббатов, ученые
клирики - мэтры Фуше и Обери Реймсский - со множеством прочих лиц, "о которых,
- говорит Жан Мишель, - трудно было бы рассказать", [4] собрались в Труа.
Возглавлял Собор кардинал-легат Матвей Альбанский, но истинным авторитетом для
Собора был Бернар Клервоский, ибо собрание состояло почти целиком из его друзей,
учеников и ревностных последователей. [5]
Нет ни малейшей надобности говорить здесь о жизни или трудах св. Бернара,
мистика и эрудита, государственного мужа и "Божьего человека". Его призвание
дало о себе знать с отроческих лет, и власть над душами людей становилась со
временем все более неотразимой. В двадцать три года отказавшись от мира, он
почти силой увлек за собой пятерых братьев, дядю по матери, отца, сеньора де
Фонтен, и три десятка друзей, которые все, как один, были "люди благородные или
образованные". Бернар принял обет в Сито, оплоте цистерцианского монашества,
откуда он вскоре уехал, дабы основать отделение ордена в Клерво. Обладая
духовной мощью, строгостью, личным обаянием и многочисленными дарованиями, он
скоро стал бесспорным авторитетом Церкви своего времени, не испытывавшей
недостатка ни в знаменитых людях, ни в святых.
Два таких человека, - Гуго Монтегю, епископ Оксеррский, и Этьен (Стивен)
Хардинг, цистерцианский аббат, - также присутствовали на Соборе в Труа. Этьен,
англичанин по происхождению, [6] был, возможно, наиболее влиятельным духовным
лицом после Бернара. Он принял постриг в Шерборнском монастыре, основанном в
древности еще англосаксонскими королями, но вкус к учению сначала привел его в
Шотландию, затем - в парижские школы и наконец в Рим. "Он умел сочетать знание
литературы с благочестием; был вежлив в своих речах, улыбчив лицом; духом своим
он всегда утешался в Господе". [7] Покидая Рим, чтобы возвратиться в Англию,
Этьен Хардинг по пути остановился в бенедиктинском монастыре в Молесме, в
Бургундии. Тамошний аббат, молодой и пылкий Робер де Тьерри, [8] старался
изменить жизнь своих монахов и привести их к чистоте изначальных правил. Этьен
принял участие в его реформах, а когда оказалось, что монахи неисправимы, уехал
с Робером и несколькими молесмскими братьями учреждать новую общину в Сито,
третьим аббатом которой он стал. Это и был святой Этьен, составивший
цистерцианцам их измененный устав, "Хартию милосердия", произведение
удивительной четкости и ясности, которое определяло монастырскую жизнь до
мельчайших деталей.
Из всего ученого собрания лишь один оказался неподвластным влиянию св. Бернара
и не страшился даже его гнева. Это был Жан П, епископ Орлеанский, возведенный
на кафедру милостью короля Франции Людовика VI, прелат, снискавший своим
скандальным образом жизни прозвище Флора - по имени прекрасной римлянки,
воспетой Овидием, что так занимала средневековые умы [9]. Но и это служит нам
поводом для любопытного наблюдения. Ибо Жан Мишель, вне сомнений, избегая
величать подобного человека прекрасным духовным званием episcopus ("тот, кто
бдит"), называет его просто praesul ("тот, кто возглавляет" или буквально "тот,
кто танцует впереди"), - эпитет главного из жрецов Марса. [10] Термин
общепринят в церковной латыни для обозначения епископа, и Жан Орлеанский не мог
обижаться. Но намерение Жана Мишеля очевидно, когда в списке из десяти
епископов он именует так лишь того, кого великий Иво Шартрский [*3] называл
"суккубом и содомитом".[*4] 11] И это представляется доказательством, что наш
текст - подлинный протокол Собора. Такое презрение к Жану Орлеанскому могло
исходить только от современника.
Что до прочих, вовсе необразованных, то мне сдается полезным привести их как
свидетелей в этом деле, ибо они являются поборниками правды, как то: Тибо, граф
[Шампанский и де Бри]; граф Неверский; Андре де Бодман. [12]
Бернар Клервоский старался прекратить разгоревшиеся в ту пору распри между
епископом Ланским и графом Шампанским [13] , чтобы оба присутствовали на Соборе,
поскольку вопросы, которые собирались рассматривать, требовали столько же
военного опыта, сколько и духовного. Сохранилось письмо аббата Клерво,
написанное графу незадолго до Собора, где он просил всеми средствами помочь
легату, а в особенности - присоединиться к имеющим быть принятыми решениям. Это
письмо воздает должное милосердию графа Шампанского, заканчиваясь перечнем
|
|