|
королей Ирландии содержит некоторые любопытные условия. Для короля Тары гейс
был находиться в постели на восходе на равнине Тары, или отправляться в среду
на Маг Брег, или путешествовать по Маг Куилинн после захода солнца. Король
Лейнстера не мог находиться девять дней на Маг Куаланн, ехать через Белах
Дуйблинне в понедельник или спать между Дублином и рекой Доддер. Король
Коннахта не мог объезжать кругом Круахана в праздник Самайн. Король Ульстера не
мог есть мясо быка Дайре мак Дайре, он не мог пить воду [134] из реки Бо Немид
между зарей и сумерками. Это только некоторые из гейсов, так как их семь для
королей Тары и пять для всех остальных королей41.
Короли и знать жили в обнесенных оградой земляных укреплениях (dun или
raith), внутри которых находилось несколько деревянных строений. Возле
укрепления находилась лужайка (faithche), вероятно, служившая домашним выгоном.
Многочисленные саги описывают пиры ирландцев. "Повесть о кабане Мак-Дато", "Пир
у Брикрена", "Пир в Дун-на-Гед"; а в Лейнстерской Книге мы находим описание и
даже план пиршественного зала в Таре, в котором расписаны места, закрепленные
за гостями, и части туши, подаваемые им. Хотя эти источники и не историчны в
строгом смысле, они говорят о том, что воспринималось средневековой ирландской
аудиторией как традиция.
В обычный рацион входили хлеб и каша, но на пирах подавались телятина и
свинина, а также пиво (coirm). Также подавался мед (mid), a в особых случаях и
вино. Главная трапеза проходила вечером. В центре королевского пиршественного
зала горел очаг, а над ним находился котел. Рога для питья наполнялись пивом из
бочонков. Гости располагались на ложах (imdae), расставленных рядами от стены к
очагу. Почетные места рядом с королем распределялись в соответствии со статусом
пирующих.
В саге "Пир в Дун-на-Гед" (XI век ?) говорится, что, когда верховным
королем был король из южных Уи Нейллов, король Коннахта находился по его правую
руку, а когда верховным королем был король из северных Уи Нейллов, по его
правую руку располагался король Ульстера, а король Коннахта - по левую. В
"Битве при Маг Рат", более ранней саге, приводится несколько иное и более
подробное описание: Верховный король сидит в середине зала, король Мунстера
справа от него в южном конце, король Ульстера слева в северном конце, король
Коннахта за ним на запад и король Лейнстера перед ним на восток. В этом случае
короли занимают места в соответствии с их географическим расположением, однако
мы сомневаемся, имело ли когда-либо место такое собрание гостей.
Мужчины и женщины носили leine, льняную нательную рубашку, шаг, короткую
тунику, а на них надевался шерстяной плащ (brat), закреплявшийся брошью (deig),
зачастую служившей драгоценным украшением. Кольца и браслеты изготовлялись из
золота, серебра и электрума (finnruine).
Вооружение воина составляли щит (sciath), меч (claideb) и копье (gae,
sleg); упоминаются и другие виды оружия, такие как bir, foga, копья [135]
меньших размеров, и manafs, тяжелое, по словам 0'Курри, колющее оружие.
В том что касается способов ведения войны, саги Ульстерского цикла
сохраняют традицию, хорошо соответствующую описаниям галльских обычаев, которые
приводятся античными авторами. Воины выезжают в бой на колесницах. Часто
упоминаются вызовы на поединок и обезглавливание убитого противника. Тогда, как
и позже, самым распространенным поводом для сражения служили угоны скота.
В исторические времена, если древние героические обычаи уже и устарели,
вооружение и доспехи во многом оставались теми же до нашествия викингов,
которое предъявило к ним новые требования и ввело новые его виды. Однако со
времен О'Курри и Джойса не было проведено всестороннего изучения этого вопроса.
Основными занятиями знати были охота и угон скота. Дома они слушали поэмы
филидов и бардов и повести рассказчиков. Обычным развлечением были настольные
игры. Чаще всего упоминается игра фидхелл (валл. gwyddbwyll), "знание дерева",
а другими играми были brandub, "черный ворон", и buanfach, "длительный бой". О
фидхелле нам известно только то, что играющие делали ставки и что на доске,
разделенной на белые и черные квадраты, было два набора фигур.
Дети играли в мяч; игра иногда называется ain phuill - "загнать в яму". В
"Похищении Быка из Куальнге" говорится, что у каждого игрока был мяч, и одна
сторона нападала, а другая защищала ворота попеременно.
Год разделялся на два периода по шесть месяцев праздниками Бельтан или
Кетхамайн (1 мая) и Самайн (1 ноября), и оба эти периода равным образом
разделялись праздниками Лугназад (1 августа) и Оймелк или Имболг (1 февраля).
Первое название содержит слово, обозначающее "огонь" (tene, то есть "огонь
Бела" ?), и существует традиция, согласно которой в этот день друиды прогоняли
скот меж двух костров для защиты от болезней42. Второй праздник, Самайн, был
самым крупным праздником в году, вероятно праздником урожая. Это слово может
означать "конец лета", но это не точно43. Лугназад означает "праздник Луга", а
Оймелк, скорее всего, "овечье молоко", то есть название сезона ягнения.
Основной чертой как валлийского, так и ирландского общества является его
сельскохозяйственный характер. Не было городов и даже деревень в английском
смысле слова. Городская цивилизация оставалась чуждой островным кельтам, пока
она не была навязана им завоевателями. После отвода римских легионов из
Британии бритты покинули города и лагеря и вернулись к своему сельскому образу
жизни. [136] В Ирландии, даже после норманнского нашествия, города были
норманнскими крепостями, в которые не допускались ирландцы. Древние города,
Дублин, Уотерфорд и Лимерик, были построены викингами; более поздние, такие как
Трим, Килкенни и Клонмел,- норманнами. Город, с его рынком, с корпоративными
правами и обязанностями, был чужд кельтскому обществу. Первые ирландские монеты
были отчеканены для Сихтрика III Дублинского в конце Х века. Хьюэл Добрый
|
|