|
символизировавший их благочестивые намерения (отсюда и название самих войн -
"Крестовые походы"). За 175 лет состоялось 8 больших Крестовых походов на
Восток и множество сравнительно мелких завоевательных предприятий [77]. I
крестовый поход состоялся в 1097 г., II - в 1147 г., III - в 1189 г. и IV - в
1204 г. Известны также V Крестовый поход 1217-1221 гг., VI - 1228-1229 гг., VII
- 1248-1254 гг. и VIII - 1270 г. [47]}.
Бернард Куглер в своей "Истории крестовых походов" так объясняет причины
крестовых походов: "Уже с давних времен христиане с благочестивым умилением
посещали те места в Палестине, где ступала нога Господа, но только с тех пор,
как церковь указала на похвальность путешествий к Святым Местам, только с тех
пор, как в трудах, издержках, опасностях, которые брал на себя пилигрим,
аскетическое настроение стало видеть приятное Богу дело покаяния, и в молитве
на особенно священном месте, в прикосновении к реликвиям стало видеть самое
верное очищение от грехов, - только с этих пор, и главным образом в течение XI
в., странствие к Святым Местам стало важным фактором христианской средневековой
жизни.
Когда люди Запада достигали Иерусалима, то ими естественно овладевало двоякое
чувство. Когда на долю их выпадало счастье иметь возможность молиться у Гроба
Господня, они не только предавались безумному восторгу, но также решительно
охватывала их горячая злоба на то, что в святейших для них местах властвовали
враги их веры, и недоставало только какого-нибудь внешнего толчка, чтобы
вызвать на Западе громадный военно-религиозный взрыв.
Этот толчок дали сельджуки..." [47].
Такого же мнения придерживается и русский историк А.А. Васильев:
"Положение европейских паломников в Иерусалиме и в других Святых Местах сразу
ухудшилось. Арабы обходились с ними хорошо, беспрепятственно позволяли
поклоняться святыням и совершать богослужения. Турки, овладев Иерусалимом,
начали чинить всяческое препятствия, преследовать и оскорблять паломников.
Мало-помалу в Европе создалось убеждение в необходимости помочь христианству на
Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые
святыни.
Для всех классов средневекового общества крестовые походы казались весьма
привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо религиозных
побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего
честолюбия*; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с
Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от
крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и
государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и
подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут
преследоваться кредитором или судом" [19].
{* Бульшая часть представителей рыцарства, участвующих в крестовых походах -
это 2-е, 3-и и более поздние дети в дворянских семьях, по праву наследования не
получавшие в удел феодальные поместья своих отцов.}
Первый крестовый поход. Взятие Иерусалима
В 1095 г. доведенный до отчаяния император Византии Алексей Комнин обратился к
римскому папе за помощью против турок-сельджуков. В ноябре 1095 г. Урбан II
созвал церковный собор во Франции, в Клермоне, на котором присутствовало 14
архиепископов, 200 епископов и 400 аббатов. Собор решил организовать Крестовый
поход на Восток - "ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме".
В августе 1096 г. стотысячная армия крестоносцев из Нижней Лотарингии, Италии и
Франции отправилась в поход. "Главных ополчений, двинувшихся на освобождение
Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида
Бульонского*, герцога Нижней Лотарингии, с которым находился и брат его
Балдуин; 2) средне- и северо-французское, в котором главными руководителями
были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и
Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или провансальское, во главе с
Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством
Боэмунда, князя Тарентского, к которому присоединился его племянник Танкред"
[19].
{* Бульоном называлась резиденция-замок герцога Готфрида в Арденнах.}
Сельджуки были разгромлены крестоносцами 1 июля 1097 г. в страшной битве при
Дорилее - исход войны в Малой Азии стал очевиден.
В начале 1098 г. отряды Балдуина взяли Эдессу - крупный армянский торговый
город на пути из Сирии в Мессопотамию. Балдуин основал Эдесское графство -
первое государство крестоносцев на Востоке.
После взятия в июне 1098 г. Антиохии Боэмундом Тарентским было создано второе
|
|