Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
ся.
     В патронате центральное место занимало так называемое "королевское 
разрешение" (пасе регио), без которого не имел права занять свой пост в 
колониях ни один представитель духовенства – будь то священник или монах, не 
мог быть опубликован какой-либо церковный документ, не могло быть сообщено 
духовенству папское послание или направлено к папе римскому какое-либо 
сообщение, исходящее от местного духовенства. Вся переписка папского престола с 
колониальными церковниками подвергалась строгой цензуре Совета по делам Индий. 
Имеются многочисленные королевские указы, повелевающие заморской церковной 
иерархии задерживать и направлять в Совет по делам Индий любой папский документ,
 распространяемый без "королевского разрешения". Королевская власть настаивала 
также, чтобы переписка папы с духовенством в метрополии проходила 
предварительную цензуру Королевского совета (испанского правительства).
     Полагалось получить "пасе регио" на постановления местных соборов (в 
Испанской Америке их состоялось 13). Только с королевского разрешения эти 
постановления могли быть направлены в Рим на утверждение папы римского. Король 
мог внести в постановление собора по своему усмотрению любые изменения. 
Изменение, вносившееся Римом, только с согласия короны могло обрести законную 
силу в колониях (Moses В. The Establishment of Spanish rule in America. New 
York, 1965, p. 260).
     Если папа римский считал себя наместником бога на земле, то испанский 
король считал себя заместителем папы в колониях. Иначе говоря, он вел себя в 
колониях подобно папе римскому. Например, согласно церковному праву, со смертью 
епис-копа его имущество поступало в папскую казну, в колониях же – в 
королевскую, за исключением одной драгоценности (так называемой траурной – 
"люктуоса"), но и от нее папа отказался по конкордату 1753 г. в пользу 
испанского короля; во время вакансии епископского престола доходы с 
приписанного к нему бенефиция получала папская казна, в колониях – королевская; 
вновь назначенный епископ выплачивал за получение должности полугодовое 
жалованье (медиас аннатас) при доходе свыше 300 дукатов и месячное – при более 
низком доходе папской казне, в колониях – королевской (Velez Sarsfield D. 
Relaciones del Estado con la Iglesia. Buenos Aires, 1919, p. 206-207, 249, 
253-254).
     Для подкрепления своих патронатских прав король использовал инквизицию, 
находившуюся под его контролем. Инквизиция могла обвинить неугодных служителей 
культа в ереси и бросить в застенок, не посчитавшись с их заслугами перед 
церковью или высокими постами, ими занимаемыми. Такие действия инквизиции 
наводили страх на церковную иерархию, которая отдавала себе отчет, чем она 
рискует в случае неповиновения воле монарха.
     С 1365 г. в Риме ежегодно на торжественном богослужении зачитывалась булла 
"Ин чена Домини", в которой перечислялись двенадцать "отклонений" от церковных 
доктрин, за которые виновным грозило отлучение от церкви. Вслед за оглашением 
этой буллы в Риме полагалось ее зачитывать на церковных службах епископам в 
других странах. В 1566 г. испанские епископы, действуя по указанию короля 
Филиппа II, отказались огласить указанную буллу под предлогом того, что она не 
имела визы Королевского совета.
     Возмущенный поведением Филиппа II, папа Пий V расширил буллу "Ин чена 
Домини" новыми "отклонениями", за которые предусматривалось автоматическое 
отлучение от церкви. Такое наказание грозило за отказ повиноваться папе 
римскому, за обжалование папского решения перед церковным собором или за 
содействие такому обжалованию; за высылку из страны патриархов, архиепископов и 
епископов; за привлечение служителей культа к гражданскому суду; за 
игнорирование перечисленных санкций священниками при приеме исповеди. Папские 
добавления были направлены на ограничение прав королевской власти. Испанская 
церковная иерархия, опасаясь репрессий со стороны короны, категорически 
отказалась публично зачитывать добавления к булле "Ин чена Домини".
     Спор между Пием V и Филиппом II по поводу буллы длился несколько лет и в 
конце концов закончился победой Рима: испанский король разрешил зачитывать в 
церквах спорную буллу, но это вовсе не означало, что он был готов пойти на 
какие-либо уступки в вопросах патроната. Более того, и после этого разрешения 
угрозы в адрес возможных нарушителей "патронато регио" сыпались со стороны 
королевской власти как из рога изобилия.
     В 1574 г. Филипп II издал закон в охрану королевского патроната, в котором,
 в частности, говорилось:
     "Учитывая, что право церковного патроната принадлежит нам на всей 
территории Индий на том основании, что мы открыли и приобрели Новый Свет и 
снабдили его церквами и монастырями за наш счет и на деньги наших благородных 
предшественников – католических королей, а также исходя из того факта, что 
буллы, которыми суверенные понтифики по своей собственной воле предоставили нам 
это право в интересах сохранения религии и справедливости, которой мы обязаны 
следовать, – исходя из всего этого мы постановляем и призываем, чтобы это право 
патроната в Индиях навечно сохранилось полностью и нераздельно как для нас, так 
и для нашей королевской короны. Не может быть какого-либо отклонения от этого 
права как в целом, так и в частности – будь то через дар, уступку или 
привилегию или любым другим средством, которое мы или короли – наши преемники 
могут принять или предоставить.
     Да никто не подумает, что мы можем отказаться от этого права патроната в 
пользу какой-либо особы, церкви или монастыря, или мы каким-либо иным способом 
нанесем ущерб праву патроната. Да никто не покусится на это право, ссылаясь на 
обычай, запрет или другую причину, – будь то лицо или лица духовного звания, 
или церковь, или монастырь, за исключением, когда это лицо действует от нашего 
имени, опираясь на наш авторитет и власть.
     Пусть ни одно светское лицо, ни клирик, ни мо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-