|
Казни и пытки
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
2
Согласно древнегреческому мифу, богиня Афина изобрела флейту, но заметив, что
игра на
этом инструменте обезображивает лицо, эта дама прокляла свое изобретение и
зашвырнула
его как можно дальше со словами:— Пусть же будет жестоко наказан тот, кто
поднимет
флейту! Фригийский сатир Марсий не слышал этих слов. Он поднял флейту и
научился иг-
рать на ней. Добившись определенных успехов на музыкальном поприще, сатир
возгордился
и вызвал на состязание самого Аполлона — несравненного исполнителя и
покровителя му-
зыки. Марсий, естественно, проиграл состязание. И вот тогда этот светлый бог —
покрови-
тель всех искусств повелел подвесить за руки дерзкого сатира и содрать с него
(живого) кожу.
Что и говорить, искусство требует жертв.
Богиня Артемида — символ чистоты, невинности и охотничьей удачи — во время
купа-
ния заметила подглядывавшего за ней Актеона и, недолго думая, превратила
несчастного
юношу в оленя, а затем затравила его же собственными собаками. Непокорного
титана Про-
метея громовержец Зевс приказал приковать к скале, куда ежедневно прилетает
огромный
орел терзать его тело острыми когтями и клювом.
Царь Тантал за свои преступления был подвергнут следующему: стоя в воде по
подборо-
док, он не мог утолить мучительную жажду — вода исчезала при первой же попытке
напить-
ся, не мог утолить голод, потому что сочные плоды, висящие прямо над его
головой, уноси-
лись ветром, когда он протягивал к ним руку, и в довершение всего над ним
возвышалась
скала, готовая обрушиться в любую минуту. Эта пытка стала нарицательным
понятием, по-
лучив название Танталовых мук. Злодейку Дирку, жену сурового царя Фив Лика,
привязыва-
ли к рогам дикого быка…
Эпос эллинов изобилует описаниями медленных и мучительных смертей как
преступни-
ков, так и праведников, а также различного рода физических страданий, которыми
подверга-
лись в виде наказания люди и титаны. Как и мифология, эпос в той или иной
степени отра-
жает реальную жизнь, где вместо богов источником рукотворных мук выступают люди
—
либо облеченные правом власти, либо облеченные правом силы.
РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ
Диктаторы Древнего Рима, обладая и тем, и другим правом, неустанно пополняли
арсенал
форм и методов палаческого искусства. Император Тиберий, правивший Римом с 14
по 37 год
нашей эры, заявлял, что смерть — слишком мягкое наказание для осужденного, и
при нем
редкий приговор приводился в исполнение без обязательных пыток и истязаний.
Узнав, что
один из осужденных, по имени Карнул, умер в тюрьме, не дожив до казни, Тиберий
восклик-
нул: «Карнул ускользнул от меня!» Он регулярно посещал тюремные застенки и
присутство-
вал при пытках. Когда один приговоренный к смерти стал умолять его ускорить
казнь, импе-
ратор ответил: «Я тебя еще не простил». На его глазах людей засекали насмерть
колючими
ветвями терновника, распарывали их тела железными крючьями, отрубали конечности.
Тибе-
рий не раз присутствовал при том, как приговоренных сбрасывали со скалы в реку
Тибр, а
когда несчастные пытались спастись, то их заталкивали под воду баграми сидящие
в лодках
палачи. Для детей и женщин исключений не делалось.
Старинный обычай запрещал убивать удавкой девственниц. Что ж, обычай не
нарушал-
ся — несовершеннолетних девочек перед казнью палач непременно лишал
девственности.
Император Тиберий являлся несомненным автором такой пытки: приговоренным давали
|
|