Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 1. Разин Е.А.- История военного искусства. XXXI в. до н. э. - VI в. н. э. (т. 1)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
или ремесленников. Общественные должности теперь замещались только из семей 
эвпатридов. Прежнее деление афинян на рода и филы стало вытесняться новым 
общественным разделением труда между земледельцами и ремесленниками. Структура 
рабовладельческого общества все больше усложнялась. 
 Органы военной демократии - народное собрание, совет племенных вождей, 
военачальник (basileus) - оказались непригодными для управления делами 
возникшего классового общества. Эти органы спали превращаться в органы 
государственной власти. 
 Когда должность базилевса утратила свое значение, стали выбирать архонтов из 
среды эвпатридов, что усилило власть благородных. Впоследствии один из девяти 
архонтов выполнял обязанности военачальника (архонт-полемарх). 
 Возникавшему государству нужна была военная сила. Эта сила появилась в виде 
военных кораблей и всадников, которых должны были снаряжать за свой счет 
навкарии - территориальные округа. Каждая фила была разделена на 12 навкарии. 
Навкария сооружала одну триеру, вооружала ее и укомплектовывала экипажем. Это 
был первый собственно военный флот, насчитывавший вначале 48 однопалубных 
30-50-весельных кораблей. Кроме того, каждая навкария выставляла двух 
снаряженных всадников. Так зарождались афинский военный флот и конница; в 
основу их создания был положен территориальный принцип. 
 Важное место в жизни Афин занимала борьба между благородными, с одной стороны, 
и земледельцами и ремесленниками, т. е. простым народом, демосом, - с другой. 
Экономической основой власти благородных были плодородные земли вблизи Афин. 
Некоторые эвпатриды занимались торговлей и ростовщичеством. Купля и продажа 
земли, развитие денежного обращения, возникновение ростовщичества и аренды 
привели в Греции к закабалению должников, а впоследствии и к порабощению самого 
должника и его семьи. "Вся же вообще земля, - писал Аристотель, - была в руках 
немногих. При этом, если эти бедняки (обрабатывавшие поля богачей. - Е. Р.) не 
отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и 
ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона"{33}. 
 Разорение свободных граждан и превращение их в рабов вызвало сильные народные 
волнения. Борьбу сельского населения Аттики против аристократических родов 
возглавили торговцы и ремесленники, которые составляли главную активную массу 
рабовладельческой демократии и выступали в союзе с мелкими земледельцами. 
Следует также учесть, что в составе демоса были и очень богатые люди 
неблагородного происхождения, т. е. не связанные кровными узами с родовой 
аристократией - эвпатридами. 
 Борьба свободных должников с ростовщиками особенно обострилась к началу VI 
века до н. э., когда народ восстал против знатных. В 594 году до н. э. Солон, 
выбранный архонтом, своими реформами "...открыл ряд так называемых политических 
революций"{34}. По новым законам долги были объявлены недействительными, 
долговая кабала запрещалась. Был установлен максимальный размер земельной 
собственности. Эти реформы подрывали основы господства эвпатридов и усиливали 
средних землевладельцев, ремесленников и торговцев, которые становились главной 
социальной опорой Афин. 
 По конституции Солона в зависимости от размера дохода, получаемого с земли, 
все граждане (за исключением рабов) были разделены на четыре имущественные 
группы (ценза). "Здесь, таким образом, - пишет Энгельс, введен в конституцию 
совсем новый элемент - частная собственность. Права и обязанности граждан 
государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной 
собственности, и поскольку стали приобретать влияние имущественные классы, 
постольку стали вытесняться старые кровно-родственные группы; родовой строй 
потерпел новое поражение"{35}. Граждане первых цензовых групп могли быть 
избранными на государственные должности, остальным же было предоставлено 
пассивное избирательное право - только выбирать, но не быть избранными. 
 Цензовое деление афинских граждан по новым законам легло в основу 
комплектования и организации афинских вооруженных сил. Граждане первой 
имущественной группы обязаны были делать за свой счет поставки для государства. 
Вторая имущественная группа комплектовала всадников. Третья комплектовала 
главный род войск - тяжело вооруженную пехоту (гоплитов). Четвертая, самая 
бедная имущественная группа (феты) комплектовала легко вооруженную пехоту или 
несла службу во флоте. Военную службу несли только свободные граждане, рабам 
оружие не доверялось. Поэтому афинская армия и флот имели единое классовое лицо.
 
 Каждый юноша, достигнув 18 лет, в течение года проходил военное обучение в 
Афинах, затем на смотру получал боевое оружие и приносил присягу. На втором 
году службы он включался в состав пограничных отрядов, где проходил полевое 
обучение. После этой службы афинянин состоял до 60 лет военнообязанным. В 
случае войны народное собрание устанавливало число людей, которые подлежали 
призыву. Это была милиционная система, однако в результате многочисленных малых 
и больших войн и системы подготовки в мирное время афинянин постепенно 
превращался по существу в профессионального воина. 
 В 560 году до н. э. богатый представитель знатного афинского рода Писистрат с 
помощью нанятого им отряда воинов захватил в Афинах власть и установил тиранию. 
В целом Писистрат продолжал политику Солона, опираясь главным образом на 
средних землевладельцев. В период его правления был введен подоходный налог 
(десятина) и организована личная гвардия из наемников. Это были зачатки 
постоянной армии. 
 В 509 году до н. э. - через 85 лет после Солона - власть благородных была 
окончательно свергнута. Вместе с тем были низвергнуты последние остатки 
родового строя. В основу новой государственной организации был положен 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-