|
ной партии, соратник аль-Афгани, основателя
теории панисламизма, М. Абдо.
Радикалы во главе с Ораби выступили с антииностранными лозунгами и стали
энергично очищать страну от европейской «заразы»: закрывались кафешантаны и
публичные дома, рестораны и оперные театры, восстанавливались традиционные
нормы ислама. Ораби получил поддержку и со стороны турецкого султана
Абдул-Хамида, присвоившего ему титул паши. В феврале 1882 г. был создан новый
кабинет, в котором Ораби занял пост военного министра. Напряжение в стране
усиливалось. Стали подниматься крестьяне под лозунгами борьбы с неверными. Все
европеизированные слои египетского общества бежали в Александрию под защиту
прибывшей туда английской эскадры. Вскоре сюда же прибыл хедив. В то же время в
Каире был образован Военный совет, созван Национальный меджлис, в котором
решающей силой стали сторонники Ораби, в том числе его офицеры. Началось
открытое противостояние. В июле 1882 г. хедив сместил Ораби, объявив его
мятежником. В ответ на это Ораби заявил, что считает хедива заложником
иностранцев, «пленником англичан». Англия поддержала хедива и вскоре ее войска
заняли Каир. Ораби был предан суду и выслан на Цейлон, а Египет превратился в
протекторат Англии.
Впрочем, формально Египет имел особый статус и по-прежнему считался как бы
автономной частью Османской империи. Согласно изданному в 1883 г. Органическому
закону здесь были созданы Законодательный совет и Генеральное собрание ( в 1913
г. они были объединены в Законодательное собрание), тогда как вся
исполнительная власть оказалась сосредоточенной в руках английского консула,
сохранявшего полный контроль над деятельностью кабинета во главе с премьером.
Конечно, реальная власть сохранялась за колонизаторами, но сам факт
существования и законодательной палаты, и кабинета министров призваны были
подчеркнуть, что Египет имеет особый статус.
Английский и иной иностранный капитал, начавший активно внедряться в Египет
после 1882 г., способствовал убыстрению развития страны. В начале XX в.
промышленные рабочие исчислялись уже почти полумиллионом человек — цифра весьма
солидная для того времени (в это число входили и те, кто был занят на мелких
предприятиях; чуть меньше половины общего количества рабочих были европейцами).
Среди египтян было уже немало образованных людей, интеллигентов; складывалась и
национальная буржуазия. Сие-ва появились разгромленные было на рубеже 70 — 80-х
годов внешние атрибуты европеизации: клубы, рестораны, салоны. Работали
телеграф и телефон, кинематограф, университеты, издательства. Снова стали
вестись ожесточенные споры о судьбах страны и нцрода, причем противостояли друг
другу выступавшие за вестернизацию либералы, в основном лица с европейским
образованием, и отстаивавшие нормы ислама традиционалисты, значительная часть
которых была достаточно близка к широким массам египетского населения,
недовольного колонизацией страны. Как и в ряде других стран Магриба, на рубеже
XIX —XX вв. в Египте начало зарождаться рабочее, профсоюзное и социалистическое
движение, но представителями его в основном были выходцы из Европы, рабочие или
интеллигенты. Что же касается египетского коренного населения, то оно
втягивалось в это движение весьма медленно.
Этому способствовал и становившийся все более явственным
религиозно-националистический акцент в социально-политической жизни Египта.
Накануне мировой войны в распадавшейся на фракции партии ватанистов усилились
позиции религиозных экстремистов, прибегавших к методам вооруженного террора.
Убийство в 1910 г. премьера Б. Гали, выходца из коптов, египетских христиан,
еще более усилило религиозную рознь в стране. В 1912 г. партия Ватан была
запрещена, а на передний план в политической борьбе после войны вышли новые
силы, прежде всего созданная в 1918 г. партия Вафд. Эта партия развернула
мощное движение с требованием национальной независимости, что сыграло свою
роль: в 1922 г. Англия согласилась признать независимость Египта, но при
условии сохранения в нем своих войск и комиссара, не говоря уже об
экономических позициях британского капитала. По конституции 1923 г. Египет стал
конституционной монархией во главе с королем Фуа-дом 1. Были созданы парламент
и ответственный перед ним и королем кабинет министров, который возглавили
лидеры Вафда. В 1924 г. они поставили перед Англией вопрос о выводе британских
войск и об объединении англо-египетского Судана с Египтом. Это требование
привело к конфликту, вследствие которого вафдисты вынуждены были подать в
отставку. Впрочем, на очередных выборах они вновь победили, а давление кабинета
и молодой египетской буржуазии привело в конечном счете к тому, что Англия
вынуждена была согласиться и на важные Экономические уступки: в 1931 г. был
введен новый таможенный тариф, призванный защитить египетскую промышленность и
торговлю от конкуренции.
Мировой кризис сказался на ухудшении экономического положения Египта и
привел к очередному обострению политической борьбы, в ходе которой вафдисты в
1930 г. вновь были отстранены от власти, а конституция 1923 г. была заменена
иной, более реакционной до характеру. Впрочем в. 1934 г. под предводительством
все тех же вафдистов была начата очередная политическая кампания, в результате
который король Фуад с согласия англичан восстановил
конституцию 1923 г. По англо-египетскому договору 1936 г. английские войска
были выведены из Египта, комиссар стал английским послом и только в зоне
Суэцкого канала остались некоторые вооруженные формирования англичан. Это был
немалый успех вафдистов, но, как то ни покажется странным, он вызвал новое
размежевание политических сил и острую борьбу, нападки на Вафд
справа и слева.
На протяжении последующих лет Египет продолжал в
|
|