|
ись и иные отряды пролетариата —
строители, железнодорожники, докеры и др. Преобладающей религией населения
оставался традиционный буддизм, но вместе с тамилами усиливались позиции
индуизма (индуисты играли заметную роль и в государстве Канди, где к тому же
существовала восходящая к индуизму система каст). Во второй половине XIX в. на
Цейлоне, в немалой степени под влиянием соседней Индии, стало активно
пробуждаться национальное самосознание. Появились образованные слои населения,
начали издаваться газеты и книги на сингальском языке, развиваться
религиозно-реформаторские идеи. В 1864 г. возникла национальная политическая
организация — Цейлонская лига, требовавшая участия цейлонцев в управлении
страной. Англичанами был создан Законодательный совет, часть членов которого
составляли цейлонцы. На рубеже XIX — XX вв. на острове одна за другой возникали
новые политические организации, выдвигавшие лозунги с требованиями
самоуправления и реформ. По введенной англичанами в 1912 г. конституции число
членов Законодательного совета из цейлонцев было увеличено, а после реформы
конституции в 1924 г. в совете было создано выборное большинство цейлонцев.
Очередная конституционная реформа 1931 г. провозгласила всеобщее избирательное
право (до того практиковалось общинное представительство), а на выборах в том
же году большинство мест в Государственном совете получили кандидаты
Цейлонского национального конгресса — ведущей партии острова,
созданной в 1919 г. и претендовавшей на формирование ответственного
правительства. Цейлонский' национальный конгресс оказал колониальной
администрации поддержку в годы второй мировой войны в обмен на обещание
независимости после нее. В 1945 — 1946 гг. шла работа над проектом конституции
независимого Цейлона. Искусственная задержка с предоставлением острову статуса
доминиона привела к ряду крупных национальных выступлений в 1947 г. В
результате 4 февраля 1948 г. была провозглашена независимость Шри-Ланки — пока
еще, до провозглашения республики в 1972 г., в статусе доминиона.
Филиппины
После потери американских владений Филиппины остались практически
единственной колонией Испании, некогда огромной колониальной державы. В
середине XIX в. и эта колония под нажимом обстоятельств была открыта для
международного рынка и иностранного частного капитала, о чем уже говорилось.
Приток иностранного капитала создал предпосылки для более активного
промышленного развития страны — возникали первые предприятия по переработке
сельскохозяйственной продукции, строились железные дороги, оборудовались порты.
Появлялись во все возрастающем количестве школы, колледжи и университеты,
причем значительная часть их оставалась в ведении католической церкви. Росло
число образованных людей, формировалась филиппинская интеллигенция, возникала
литература на тагальском языке. Естественным результатом всего процесса было
развитие национального самосознания филиппинцев, сопровождавшееся усилением
антииспанских настроений в стране. Ситуация усугублялась тем, что в
филиппинской деревне сохранялась огромная власть испанских землевладельцев,
включая и церковь. Революционные события в Испании в 1868 г., приведшие к
низложению королевы Изабеллы, послужили толчком для развития
национально-освободительного движения на Филиппинах. С одной стороны, этому
содействовали реформы нового генерал-губернатора де ла Торре, проведшего ряд
важных реформ, включая отмену цензуры, ограничение всесилия церкви, свободу
политических акций и собраний, упразднение церковного контроля над школами. С
другой стороны — отзыв Торре и замена его клерикалом и реакционером Искиэрдо,
что вызвало негодование филиппинцев и спровоцировало антииспанские и
антицерковные выступления (восстание в Кавите в 1872 г.). Вскоре во главе
движения за национальное освобождение стал эмигрировавший в Испанию Хосе Рисаль,
чей быстро ставший знаменитым и тайно распространявшийся на Филиппинах роман
«Не прикасайся ко мнёТ», разоблачавший произвол к5лонизаторов и мракобесие
католических монахов, сыграл немалую роль в подготовке
филиппинцев к их революционному выступлению за свою независимость. С конца
80-х годов стали одна за другой возникать национально-патриотические
организации — Испано-филиппинская ассоциация (1888), Филиппинская лига (1892) и
союз Катипунан (1892), ставший вскоре одной из наиболее авторитетных и массовых
организаций на Филиппинах. Именно Катипунан провозгласил лозунг вооруженной
борьбы за независимость Филиппин и начал готовить страну к восстанию. Восстание
началось в августе 1896 г. в условиях гонений и преследований активистов
Катипунана властями. Хосе Рисаль, которому были чужды методы насилия, отказался
встать во главе восстания. Несмотря на это, он был схвачен и расстрелян
колониальными властями в конце того же года. К восстанию вскоре примкнули
представители разных слоев населения, а во главе его стал выходец из метисов
мелкий землевладелец Агинальдо. Восстание имело успех, и в марте 1897 г. на
Филиппинах была провозглашена республик?, президентом которой стал Агинальдо.
Однако испанская колониальная администрация, пообещавшая проведение ряда важных
реформ, сумела склонить руководителя республики к переговорам, исходом которых
была капитуляция Агинальдо, согласившегося эмигрировать. Неизвестно, как
повернулись бы события дальше, если бы не вмешательство США, которые в апреле
1898 г. начали войну с Испанией, потребовав от нее вывода войск с Кубы и
признания независимости острова. В самом начале испано-американской войны
американцы уничтожили испанскую эскадру в Маниле и помогли Агинальдо и его
сторонникам, образовавшим тем временем в Гонконге «патриотическую хунту»,
возвратиться на родину. Вскоре испанская колониальная администрация на
Филиппинах была вынуждена капитулировать, а Агинальдо был провозглашен
«верховным вождем нации». Однако Манила оказалась в руках американцев, и,
|
|