Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
апал на Гаров и арестовал до двух 
тысяч человек из их клана и его сторонников. Всех их незамедлительно казнили. 
Тидин Цэндо Гар бежал к оставшимся верными ему войскам и пытался организовать 
сопротивление. Начавшаяся скоротечная гражданская война завершилась тем, что 
войска цэнпо разгромили Гаров и Тидин Цэндо покончил с собой. Его брат и 
сыновья бежали в Китай.
        
       Договор 730 г.
        
        Китайцы, однако, ошибались, надеясь, что отстранение Гаров от власти 
прекратит войну. В 700 г. тибетцы атакуют Лянчжоу, в 701 г. повторяют это 
нападение в союзе с тюрками. На северо-{49} востоке возобновляются военные 
действия в районе Сунчжоу-Таочжоу. Но уже в следующем году цэнпо Дуйсон 
направляет посольство к танскому двору для переговоров о мире. Свою «мирную 
инициативу» он подкрепляет личным походом на Сичжоу, но как полководец терпит 
поражение. Тогда он вновь начинает переговоры и просит у танского двора в жены 
китайскую принцессу. Переговоры постоянно перемежаются военными действиями. В 
703 г. они вспыхивают в районе г. Маочжоу. Одновременно против тибетцев 
начались восстания в Непале и Гималайской Индии, к восставшим примыкают предки 
современных мосо. Дуйсон, который вновь лично становится во главе войск, 
отправленных на подавление восстаний, в 704 г. погибает в сражении против дзанг 
(мосо) из района Мьява в государстве Наньчжао. Смена власти в Тибете совпадает 
с таковой и в Китае. Императрица У-хоу скончалась, и вместо нее к власти 
приходит император Чжун-цзун. Обе стороны заинтересованы в прекращении войны. 
Переговоры 706 г. дают первые результаты. Был составлен проект «клятвенного 
союза годов под девизом царствования Шэнь-лун», по которому разграничивались 
два государства — танский Китай и Тибет. В следующем, 707 г. китайская сторона 
дала согласие на то, чтобы договор был квалифицирован как хэ цинь — договор о 
мире и установлении родственных отношений, и в 710 г. в Тибет была отправлена 
принцесса Цзинь-чэн [Сицзан цзяньши, 1993, с. 38].
        Неясно, чьей она стала женой, особенно первоначально. После смерти 
Дуйсона на трон был посажен его сын Лха Балпо. Однако вскоре он был лишен 
власти в пользу Меагцома (Тидэ Цуггэна). Но Лха Балпо не был убит, и полагают, 
что именно он первоначально получил в жены принцессу Цзинь-чэн. За Цзинь-чэн в 
приданое тибетцам были дарованы земли Хэси цзюцюй, района к востоку от оз. 
Кукунор и по обеим берегам верхнего течения р. Хуанхэ [тати же, с. 39]. Куда 
делся Лха Балпо, неясно, но только с 713 г. принцесса Цзинь-чэн стала женой 
Тидэ Цуггэна.
        Тидэ Цугтэн (официальные годы правления 704-754), вошедший в историю 
Тибета под прозвищем Меагцом — Седовласый, был любимцем вдовствующей государыни,
 его бабушки Тимало. Именно бабушка организовала его приход к власти. С самого 
детства Меагцом был свидетелем ожесточенной борьбы за власть, которая то тайно, 
то явно велась при дворе цэнпо. Сообщается, что ему было 17 лет, когда 
принцесса Цзинь-чэн стала его женой. Танский двор поставил перед принцессой 
одну задачу — приостановить {50} нашествия тибетской конницы на Китай. В Лхасе 
ей жилось плохо. Она не обнаружила расцвета буддизма в стране, даже статуя 
Будды, привезенная ее предшественницей принцессой Вэнъчэн, все еще стояла 
замурованной за дверью храма («в период трех поколений статуя владыки 
находилась в темнице»), и только по просьбе Цзинь-чэн статую извлекли из 
заточения и поместили в храме. Принцесса страдала от ревности тибетских жен 
цэнпо. Жизнь ее, таким образом, была нелегкой, а ее пребывание в Лхасе 
практически бесполезным для Китая. Она хотела бежать из Лхасы, но помочь ей в 
этом было некому.
        В 714 г. война Тибета с Китаем разгорелась с новой силой. Она 
возобновилась большим рейдом тибетских армий на Линътао-Ланьчжоу с выходом на р.
 Вэй. В 716-717 гг. тибетцы атакуют границы Тан на территориях нынешних 
провинций Сычуанъ и Ганъ-су. В это время на западе они действуют заодно с 
арабами. Они помогают арабскому полководцу Кутейбу ибн Муслиму захватить 
Фергану. Правитель Ферганы Башак бежал ко двору Тан. Гибель Кутейбы и рейд 
китайских войск на Фергану, возможно, вернули Башаку на время власть над 
Ферганой. Американский исследователь Ч. Беквит пишет: «Значение того, что 
случилось в 715 г., не было понято в то время. С точки зрения китайцев династии 
Тан, арабы были ещё очень далеким и поэтому сравнительно незначительным народом.
 Арабы, кажется, понимали, что они достигли границ империи Тан, но в тех 
обстоятельствах они не отдавали себе отчет в том, что это значит. К сожалению, 
фрагментарность источников не позволяет нам даже приблизительно догадываться о 
том, как тибетцы смотрели на эти события. Но невзирая на неспособность этих 
стран понять их значение, события 715 г. ясно показали, что был достигнут 
верстовой столб евразийской истории. Арабы с запада, китайцы с востока и 
тибетцы с юга — эти три великих экспансионистских государства ранней 
средневековой Азии сошлись в одной точке».
        В 724-727 гг. война разгорелась с новой силой, несмотря на попытки 
цэнпо Меагцома в 716, 718 и 719 гг. заключить с Китаем мир. Сохранилось письмо 
Меагцома к танскому императору Сюань-цзуну, в котором тибетский цэнпо, в 
частности, обещал прекратить совместные действия с тюрками против Тан. В связи 
с этим Ч. Беквит пишет, что на этот раз возобновление военных действий было 
начато китайцами, а не тибетцами. Интересно, что одновременно тибетцы проявляют 
интерес к исламу. Они просят арабов прислать к ним проповедника, который 
объяснил бы им, что такое {51} ислам [Весkwith, 1993, р. 88]. (Кстати сказать, 
в период этих контактов с арабами от тибетцев в мусульманский мир попал мускус.
)
        В 726 г. тибетцы нападают на Ганьчжоу. Отходящие оттуда тибетские 
войска в р
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-