|
Екатерина Александровна Гаджиева
Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии
Введение. Особенности национального характера
Вольно или невольно, но заголовок вызывает ассоциации с целой серией
фильмов, посвященных «особенностям национальной…» рыбалки, охоты, политики и
много чего 'ещё. "Да, одно время было очень модно рассуждать об особенностях
русского менталитета, о «загадочной славянской душе». Постепенно это увлечение
пошло на убыль, хотя многие, конечно, могут с этим и не согласиться, но все же
нужно признать, что сейчас это занимает нас все меньше и меньше. С одной
стороны, мы уже достаточно самоопределились, чтобы продолжать зацикливаться на
собственных проблемах, ас другой стороны, мы все больше и больше стали
интересоваться другими странами, другими народами, их историей и культурой.
Поиски в этом направлении привели к открытию того, что другие народы обладают
ничуть не меньшим своеобразием, чем мы. В конечном итоге количество
исследований, посвященных изучению русского менталитета, уже не может
сравниться с тем множеством работ, раскрывающих загадки других культур. И здесь,
пожалуй, одним из популярных объектов исследования стал японский народ и его
особенности. Более того, если мы обратим свои взоры на ситуацию в мире, то с
легкостью обнаружим, что Япония со своим своеобразным бытом и. культурой
волнует исследователей всего мира уже на протяжении более чем ста лет. А после
Второй мировой войны в этом направлении начали серьезно работать и сами японцы,
внеся неоценимый вклад в изучение японской культуры. Какие же плоды принесла
столь длительная и, надо заметить, плодотворная работа? Давайте ознакомимся с
ее результатами.
При внимательном рассмотрении замечаешь, что в целом за все время этих
исследований мало что изменилось. В начале «открытия» страны Япония явила
изумленным взорам европейцев-все свои противоречия и своеобразие. Японец,
представший и в образе сурового и даже жестокого самурая, и в образе поэта,
проливающего слезы над опадающими лепестками сакуры, надолго потряс воображение
европейцев. По существу эти два полярных восприятия Японии остались неизменными
по сей день. Традиционный образ «кукольной» Японии с ее нежной сакурой и
прекрасными хризантемами, крошечными деревьями и изысканными женщинами»
созданный еще на рубеже XIX и-ХХ столетий, до сих пор находит отклик в душах
современных людей. Есть в этом что-то сродни тем представлениям о России,
согласно которым по улицам у нас ходят медведи и мрачные люди в валенках,
ушанках и с самоварами в руках.
Согласно атому восприятию во всем японском подчеркивались те хрупкость и
миниатюрность, которые считались присущими исключительно этой культуре. И даже
перемены, произошедшие в XX веке, обширные заимствования из европейской
культуры рассматривались лишь как нечто чуждое миру Японии, а следовательно,
временное и преходящее. При подобном взгляде на Японию ее истинным
олицетворением считалась женщина; верная, преданная своей семье, покорная
мужчине. И вместе € тем в произведениях о Японии широко представлен и другой
образ страны — так называемый «агрессивный» образ, согласно которому Япония
была населена жестокими и коварными самураями, созданными лишь для того, чтобы
истреблять все и вся на своем пути. И даже тот факт, что самураев уже давно не
существует, нисколько не смущал европейских писателей, видевших доказательство
своей правоты в том якобы презрительном и снисходительном отношении японцев к
другим народам. Мнение о божественном происхождении, а следовательно,
превосходстве японцев, подтверждалось некоторыми мифами и положениями японской
религии, а посему считалось правдивым.
Вот кратко изложены основные достижения европейских наций в изучений
загадочной Японии. Логично было бы обратиться сейчас к тем результат там, к
которым пришли сами японцы в изучении своего национального характера. Интерес к
подобного рода вопросам возник в Японии примерно во второй половине XX века,
практически сразу после Второй мировой войны, когда Япония, потерпев тотальное
поражение, а затем пережив американскую оккупацию, поневоле стала перед задачей
самоопределения своего нового места в этом мире… С присущей японцам
тщательностью работа в этом направлении была очень хорошо организована.
Создавались специальные комитеты, проводились научные конференции, был
предпринят ряд других мер, после чего на суд международной общественности был
представлен доклад известного этнопсихолога Ямамото, где в 17тезисах были
изложены основные черты национального японского характера: вежливость,
чувствительность, дисциплинированность, терпимость и терпеливость и другие тому
подобные. При подробном анализе выяснилось, что этот список нельзя все же
считать вполне достоверным, так как любой стране и любому народу свойственно
идеализировать свой автопортрет и представлять себя в более выгодном свете, чем
это есть на самом деле. А в случае с Японией дело осложняется еще и тем, что
представления правящей верхушки всегда были значительным образом приукрашены.
|
|