|
за полстолетия было
воздвигнуто более пятисот храмов, которые служили центрами распространения
письменности и культуры. Кроме своих религиозных обязанностей священнослужители
занимались еще и составлением летописей, благодаря чему нам хорошо известны
события тех времен.
Сохранившиеся постройки, выполненные из дерева, представляют собой
уникальный образец Искусства японских мастеров. Поражает точность японских
плотников, особенно если учесть то, что в ту пору они работали деревянными
инструментами, создавая неповторимые образцы Деревянного зодчества. Храмы были
богато украшены внешней и внутренней отделкой.
Скульптура того времени представляет незначительный интерес, поскольку
почти все создавалось по корейским образцам. Копирование уже готовых
изображений Будды существенно замедлило развитие оригинальной японской
скульптуры. Тем не менее даже в таких условиях создавались талантливые
произведения искусства. Одним из известнейших скульпторов того времени был Тори
Бусси, создавший много бронзовых статуй, ныне хранящихся в одном из первых
буддистских комплексов, к тому же дошедшем до наших дней, — в храме Хорюдзи.
Большей самостоятельностью отличалась деревянная скульптура, произведения
которой обладали большим национальным колоритом и собственно японским
пониманием изображений основных буддистских божеств. С развитием скульптурного
творчества эти черты лишь усиливались, что, естественно, отразилось в
изображениях: все больше и больше статуй создавались на основе японского
этнического типа, а представление о Будде как о покровителе Япония хотя и
отличалось от канонов, было запечатлено в торжественном облике Учителя, сходном
с изображением императора.
Культура Японии курганного периода. Возникновение и развитие письменности
В истории любой страны появление письменности является значимым этапом в
развитии культуры. Ценность письменных источников неизмеримо выше при передаче
духовного опыта и культурного наследия, нежели устное общение. В Японию, как
«многое другое, письменность принесла собой проповедники буддизма, поэтому в
основе японского письма лежит китайская система иероглифов. Первоначально
литературное творчество в Японии было устным: существовала даже особая
профессиональная группа сказителей, которые обладали большим авторитетом в
народе. С появлением письменности эти сказания, представлявшие собой, как
правило, повествования о деяниях того ли иного знатного рода, способного
оплатить услуги сказителя и хранителя семейной истории, стали записываться, что
обозначило новый этап в развитии японской цивилизации. Это событие датируют
примерно V веком. Кроме таких записей существуют и многие другие свидетельства
проникновения и развития письменности в Японии. Первоначально письмо считалось
чем-то магическим, и по поверьям, предмет с надписью был наделен
сверхъестественной силой. Позднее эти верования частично утратили свою силу,
особенно когда стало практиковаться ведение различных хозяйственных записей.
Записи на государственном уровне долгое время велись на китайском языке, хотя
уже в VI веке cтала появляться японская азбука — катакана. Тогда же начинают
появляться первые памятники японской письменности, повествующие о деяниях
правящей семьи: «Хроника императорского дома» («Тэйки») и сборник мифов и
сказок «Древние слова» («Кюдзи»).
Глава 2. Средневековая Япония Становление феодальных отношений (7–9 века)
Великие перемены — образование государства
Авторитет Сога падал с каждым днем, число противников росло, а длительный
голод и эпидемия лишь усилили всеобщее недовольство. Результатом всего этого
стад заговор, организованный оппозиционными силами и реализованный в 645 году.
Именно с этого момента и отсчитывает свою историю японское государство,
завершившее процесс своего формирования. Главными зачинщиками переворота были
семьи Наканооэ и Накатоми. Семья Сога была истреблена почти полностью» а их
резиденцию сожгли. Период правления ставленника заговорщиков— Котоку — известен
в истории Японии как время «великих перемен», или реформы Тайка. Именно в
документах, сопровождающих эти преобразования, Япония впервые упоминается как
государство, а не как сообщество земледельческих общин, которым она официально
являлась вплоть до VII века. Отныне отменялось право старейшей аристократии на
крупные земельные угодья, которые переходили в собственность государства, т. е.
фактически в личное владение императора. Для мелких земледельцев
устанавливалась система повинностей, которая разделялась на два вида: барщина и
оброк. Административная власть тоже была потеряна для семейных групп: отныне
управление Осуществлялось специально созданным чиновничьим аппаратом. Из
разрушенной резиденции Сога столица переместилась в город Асука, современное
название которого Пара.
Основная цель преобразований— перераспределение земли и введение системы
наделов — Потребовала проведения многих подготовительных мер. Одним из {этапов
подготовки стала перепись населения. Крестьянские дворы («ко»), зафиксированные
в результате переписи, были поделены на Мелкие объединения «гоко», включающие в
себя пять дворов. Среди членов каждого пятидворья насаждалась круговая порука в
результате которой каждый крестьянин оказывался связанным с другим и был обязан
следить за соблюдением порядка каждым из соседей. Кроме того, подобное
объединение брало на себя функции обеспечения своего рода социальной защиты,
что обязывало его следить за хозяйством тех дворов, где не было мужчины,
предотвращать бегство крестьян, докладывать о нарушениях, заботиться о
детях-сиротах и вдовах.
После Котоку правила его мать Сай-мэй, но ее царствование было недолгим,
поскольку своей страстью к роскоши она наносила ущерб и без того нестабильной
экономике страны. Порожденное ее политикой недовольство выплеснулось в заговор
во главе с сыном Котоку т-г-Аримой, но QH завершился неудачей' Разлад внутри
ст
|
|