|
, а Тюай — убит в результате заговора со своей
женой-кореянкой во главе. Дзин-гу (так звали згу женщину) помогла корейцам
покорить население Ямато и сама стала у кормила власти. Когда у нее родился сын,
названный Одзин, то он был провозглашен правителем, при котором она заняла
место регента, так как правитель был малолетним.
Правление первых «пяти царей Ва»
С момента вступления Одзина в полноправное владение своими землями
отсчитывают начало нового периода в истории Японии — время правления корейской
династии, или, иначе, «пяти царей Ва. После Одзнна правили еще цари Хансё, Инге,
Анко и Юряку, годы правления которого известны (456–479), чего нельзя сказать
об остальных представителях династии, Единственное, что можно добавить, это то,
что время царствования всей династии хронологически уложилось в рамки всего
одного — V, — века. В археологии этот период известен как эпоха поздней
курганной культуры. Именно в это время в захоронениях стали появляться предметы
совершенно иного характера, нежели были до сих пор. Теперь весь инвентарь
захоронений свидетельствует о закреплении представлений о правителе, прежде
всего, как о воине. Ученые находят мечи и другие атрибуты воинского статуса,
характерные для других культур подобного типа.
Для того, чтобы добиться признания своего сына в качестве полноправного
правителя Японии, Дзингу предприняла все возможные меры. Неоднократно она
отправляла посольство в Китай с целью получить от императора официальный
документ, который легализовал бы власть корейских захватчиков в глазах
японского народа. Авторитет Китая в то время был очень высок, поэтому в
подобных действиях нет ничего удивительного. К своему сожалению ей так и не
удалось добиться этого для старшего сына — Одзина, но зато аналогичные чаяния в
отношении младшего сына — Хансё — увенчались пусть не полным, но все же успехом.
438 год — важная дата в истории Японии. Именно тогда очередное посольство
Дзингу вернулось с положительным ответом: император Китая соизволил-таки
придать законность новой власти в Японии, объявив правившего там Хансё «цзянь
цзюанем», или генералом, что по-японски звучит как «сёгун». Отныне на
правителей Японии, или «царей Ва» (Ва — китайское название японского народа)
возлагалась почти священная миссия по устроению мира на всем Востоке.
Наибольшее применение этому назначению нашел Юряку, который не преминул
истолковать его в своих интересах и вел активную внешнюю политику, захватив
окрестные земли, и тем самым приблизил завершение процесса формирования
централизованного японского государства. Ядром этого государства стал тот самый
племенной союз Ямато, о котором мы уже столько раз упоминали.
Последним в династии был царь Бурэцу, умерший, не оставив наследников.
Одним из первых, кто попытался воспользоваться этой ситуацией, но еще не
провозглашал новой династии (что произойдет позднее), стал наместник верховного
правителя в провинции, на территории которой ныне располагается префектура
Фукуи. Он предпринял попытку воцарения на основании того, что он якобы
приходится внуком основателя корейской династии— Одзина. Несмотря на всю
внушительность подобных заявлений, его поход потерпел неудачу. В стране
воцарилась смута, длившаяся более 20 лет, в результате которой в стране
установилась новая власть, о чем будет рассказано ниже.
Усложнение социальной структуры
За время владычества корейской династии усилился приток эмигрантов в
Японию, что обусловило изменения в социальной структуре страны. Одним из важных
факторов стало то, что корейско-китайские переселенцы, прочно обосновавшись на
японской земле, заняли свою нишу в обществе. Для обозначения всей группы
иноземцев существовал специальный термин — «бэ». Поскольку все они обладали
различными профессиональными навыками и занимались разными видами деятельности,
то очень скоро внутри этой группы произошло разделение на своеобразные касты,
каждая из которых получила свое название. Процесс натурализации корейцев
начался задолго до этого периода: первыми «бэ» были земледельцы, покоренные в
результате военных набегов. Как наиболее древние представители этого
социального уровня они делились уже на зажиточных и рядовых членов группы.
Самые состоятельные заслужили более высокий статус, поэтому из них набирались
священнослужители и прислуга для царской семьи: имбэ, микосиробэ и минасиробэ.
Люди победнее, но также дано заселившиеся на эти земли, служили охранниками,
водоносами и уборщиками: соответственно тономори, моитори и кани-мори. Тономори
охраняли территории, принадлежавшие царской семье, а также резиденцию царей, но
у правителей были и свои личные хранители, функции которых выполняла группа
саэки-бэ. Назвать их охранниками нельзя, поскольку в их задачи входило
отпугивание злых демонов во время поездок царя, а также во время некоторых
праздников. Для этого саэкибэ всегда сопровождали царскую семью, бежали впереди
паланкина и «облаивали» все, что попадалось на их пути. Считалось, что таким
образом можно напугать духов и предотвратить беду. Особенное усердие такие
«собаки» проявляли в местах, традиционно считающихся опасными для человека, или,
по мнению древних народов, наделенных большой магической силой: лесах,
перекрестках, переправах и т. п.
Одной из наиболее влиятельных была семейная группа, заведовавшая казной —
согабэ. Кроме того, не меньшим влиянием Обладали группировки, объединявшие
ремесленников, изготовляющих оружие. Кроме производства, в их функции входило
также хранение арсенала'.
«Бэ» не считались подвластными местному правителю: все, что они должны
были государству, –4– это налоги. Существовавшая внутри каждой группы правящая
верхушка осуществляла самоуправление, избавляя своих соплеменников от действия
японских законов, которые были весьма суровы. Так, рядового японца могли
сделать рабом за малейшую провинность. Для обозначения этого позорного статуса
существовала целая система знаков. Во-первых, рабам делали сво
|
|