|
вливалось из переплавленных
китайских. Зато значительно развивалось земледелие, что способствовало
оседлости племен, а следовательно, значительно изменилась социальная структура.
Из китайских летописей мы узнаем, что протояпонское общество существовало по
следующей схеме: крупнейшей единицей была община, или «куни», что в переводе
означает страна. Следующее звено — «мура», или деревня, которая представляла
собой сообщество домовых общин —" «сётай кёдотай», состоящих из нескольких
жилищ «та-таэна». Наряду с этим типом жилищ, который представлял собой землянку,
существовал й другой — «такаюки», построенный на сваях. Эти сооружения
использовались для хранения урожая, а позже послужили образцом для синтоистских
храмов. Мы располагаем достоверной информацией о том, что представляли собой
подобные сооружения, поскольку в Японии один из таких храмов сохранился до
наших дней. Это вызываем удивление, но подобное стало возможным благодаря
традиции обновлять храмы каждые 20 лет, которая сложилась в стране примерно в*
VII веке. Храм в Исэ демонстрирует нам классический образец святилища «такаюки».
Тот факт, что помещения для хранения зерна приобретают священное значение,
вполне понятен, если принять во внимание ту роль, которую играло в то время
земледелие в жизни людей. Постепенно место, где хранился урожай, стало
пониматься не только как простой амбар, но и как вместилище бога. Сначала оно
считалось жилищем богини плодородия и злаков, а затем стало традиционным и для
других богов и богинь синтоистского пантеона. В частности, уже упомянутый
храмовый комплекс Исэ посвящен одному из главных японских божеств — богине
Аматэрасу.
Управлял всем этим глава общины, который выполнял также и функции жреца.
Глава сельскохозяйственной общины был также и военачальникам, на что указывает
обладание им мечом и копьем как символами власти. Кроме того, эта гипотеза
подтверждается и лингвистическими данными: иероглиф «дзо-кутё», обозначавший
главу общины, состоит из двух частей, каждая из которых имеет самостоятельное
значение. «Дзоку» входит в состав другого сложного иероглифа «кадзоку» —
«семья», а «дзокутё» обозначает и «главу», я «командира», и «военачальника», в
результате чего состоящий из этих двух пастей термин «дзокутё» обозначает главу
не только земледельцев, но и воинов в случае войны. В Древней Японии
существовала строгая система наказания за «грехи», которые подразделялись на
«земные» и «небесные». Последние подразумевали более тяжелую степень
ответственности и включали в себя нарушение земельных границ, нанесение ущерба
сельскохозяйственным сооружениям, попытки завладения чужим полем и другие
типичные для земледельческой общины преступления. К «земным» грехам относили
инцест, скотоложество, причинение вреда человеку и его здоровью, занятия
«чародейством» и т. п. Эти традиционные для древних сообществ запреты позднее
вошли в свод заповедей синто, получивший название «Энги сики».
Развитие хозяйства, усложнение социальной структуры привели к выделению
знати, что отразилось в способах захоронения людей, принадлежащих к различным
социальным слоям. Состоятельных членов общины хоронили в специально отведенных
местах, оставляя в могилах традиционные талисманы, инвентарь и оружие, чтобы
упершие могли пользоваться ими в загробной жизни, тогда как рядовых общинников
просто-напросто вывозили эа пределы обжитого пространства и оставляли на
съедение диким животным. Кроме свободных членов общины в социальной структуре
появилось еще одно звено, ставшее возможным благодаря многочисленным войнам
между племенами — рабы. Сначала рабы считались собственностью всей общины, но
постепенно зажиточные земледельцы стали обзаводиться своими личными
слугами-рабами, что, однако', не получило широкого распространения, так как
рабы в Японии были большой редкостью и ценились очень высоко.
Этнологи, занимающиеся вопросами формирования японской нации, выяснили,
что в период наиболее сильного потока переселенцев на японские острова
мигрировали представители большинства населения южных территорий: негроиды,
индонезийцы, индокитанцы, китайцы, монголоиды, корейцы и тунгусы. Они
формировали многочисленные племена, между которыми шла постоянная борьба за
обладание территориями. В результате этих нескончаемых столкновений произошло
смешение всех этих народностей, которое и породило в итоге японскую нацию. К
началу нашей эры продолжили свое существовавние только пять племен: кумасо, или
ха-ято (о-в Сикоку), тэнсон (о-в Кюсю), ид-зумо, ямато и эдзо (о-в Хонсю).
Примерно к концу третьего столетия нашей эры в ходе межплеменной борьбы
наступил перелом — формирование одного из первых племенных союзов во главе с
женщиной по имени Химико. Именно этот момент принято считать одним из отправных
пунктов складывания японской государственности. О женщине, возглавившей союз
Яматай, практически ничего неизвестно. Древнее начертание ее имени состоит из
двух частей: «хи», что значит «солнечная», и «мико», т. е. «шаманка», что
свидетельствует о тех функциях, которые она выполняла в обществе. Подобное
толкование подтверждается археологическими данными, согласно которым в то время
правление традиционно осуществлялось двумя людьми: мужчиной и женщиной, как
привило, братом и сестрой. Таким образом, можно сделать вполне оправданный
вывод о том, что Химико играла роль священнослужителя, помогая править своему
брату-военачальнику. Это правление было чрезвычайно осложнено и экономическими
трудностями (в летописях зафиксированы упоминания о страшном голоде), и
политическими неурядицами (нападение племени кумасо при поддержке корейского
правителя), но заключенный с китайским императором договор помог преодолеть все
эти трудности. После смерти Химико какое-то время правил мужчина, по некоторым
предположениям, ее брат, но это правление было недолгим, так как породило
недовольство других общинников, по-прежнему оказывавших значительное влияние на
внутриполитические события. В результате восстания началось правление девушки,
которая, как предполагают, была дочерью Химико, но подобные факты до сих пор
остаю
|
|