|
определил всех животных, которыми можно
питаться, и тех, от употребления которых в пищу следует воздерживаться. Об этом
мы при случае поговорим подробно в другом месте этого сочинения, а также укажем
на причины, основываясь на которых он разрешил нам употреблять в пищу одних
животных, а от других велел воздерживаться. Моисей запретил также употреблять в
пищу всякую кровь, считая ее тождественною с душою и духом. Равным образом он
запретил есть мясо павших животных, возбранив тоже употребление в пищу
внутренностей и жировых частей почек козы, овцы и быка331.
3. Моисей выделил из совместного сожительства с евреями всех
обезображенных проказою и всех страдающих кровотечением. Женщин же во время
менструаций он отделил на семь дней, по истечении какового срока и очищения им
вновь разрешалось вступать в общение с мужьями. Равным образом все, кто хоронил
покойника, должны были воздержаться от общества других людей в продолжение
такого же количества дней. Всякий, кто, благодаря своей ритуальной нечистоте,
пробыл такое время вне общения с людьми, должен был, по закону, принести в
жертву двух ягнят, из которых один обязательно предавался закланию, а другой
поступал в собственность священнослужителей. Такую же жертву приносили и те,
кто страдал кровотечением. У кого во сне совершались выделения семени, тот
обязан был выкупаться в холодной воде, подобно тому, как если бы имел общения с
женщиною. Зараженных проказою он совершенно удалял из города, и они не могли ни
с кем общаться: на них смотрели совершенно как на покойников. Если же кто из
прокаженных, благодаря своим молитвам, выздоравливал от этой своей болезни и
исцелялся вполне, тот должен был принести Господу Богу целый ряд разнообразных
жертв, о которых мы поговорим впоследствии332.
4. В силу всего этого можно лишь посмеяться над теми, которые уверяют,
будто Моисей сам был одержим проказою и потому бежал из Египта и будто по
этойто причине он и повел с собою в Хананею больных проказою. Если бы это было
справедливо, то Моисей не издал бы таких постановлений, которые логически
противоречили бы его собственному состоянию, равно как положению его товарищей,
тем более что у многих других народов прокаженные не только не изгоняются и с
позором выделяются из общества, но даже занимают высокие и почетные должности
как в военной службе, так и по управлению государством и свободно посещают
священные места и храмы. В таком случае, если бы Моисей сам или весь
сопровождавший его народ был одержим этою заразною болезнью, ничто не помешало
бы ему издать на этот счет самые мягкие постановления, а не определять такого,
подобного наказанию, отделения больных от здоровых. Поэтому все это, очевидно,
говорится в силу ненависти к нам. Моисей же сам, равно как и его
единоплеменники, был свободен от этой болезни, почему он во славу Божью и издал
такие постановления.
5. Однако предоставляю судить об этом каждому по его усмотрению.
Родильницам, родившим дитя мужского пола, возбранялся в течение сорока дней
доступ в храм; если же рождалась девочка, то это запрещение обнимало вдвое
более продолжительный период времени. Придя, по истечении указанного срока, в
храм, они приносили с собою жертвы, которые представлялись пред лицо Господа
Бога священнослужителями333.
6. Если ктонибудь станет подозревать жену свою в прелюбодеянии, то
доставит ассарон ячменной муки и возложит горсть ее на алтарь, в честь Господа
Бога, а остальную предоставит в распоряжение священникам. Один из последних
поставит женщину у ворот в святилище, снимет с ее головы покрывало, напишет на
пергаменте334 имя Господне, затем повелит ей поклясться, что она невинна перед
мужем своим, указывая при этом, с одной стороны, на то, что если она преступила
закон, то правое бедро испортится, чрево раздуется и она от этого умрет, с
другой же – предсказывая ей рождение на десятом месяце дитяти мужского пола в
том случае, если бы муж ее, движимый великою к ней любовью, а также ревностью в
силу этой любви, слишком поспешно обвинил ее. По принесении женщиной
соответствующей клятвы, священнослужитель погружает пергамент с написанным на
нем именем Господним в чашу с водою, примешивает к этому несколько земли,
подобранной в святилище, и дает все это женщине выпить. Если обвинение,
взведенное на женщину, оказывается неосновательным, то она впоследствии
действительно становится беременною и чрево ее постигает благодать, если же она
обманула мужа и принесла ложную клятву Господу Богу, то позорно умирает, причем
бедро у нее выпадает и низ живота раздувается, как бы от водянки. Вот такие
правила дал Моисей своим единоверцам относительно жертвоприношений и связанных
с ними очищений. Кроме того, он оставил им еще другие законы следующего рода335.
Глава двенадцатая
1. Всякое прелюбодеяние Моисей безусловно запретил, считая необходимым и
высшим благом, чтобы мужчины жили с женами своими в здоровом браке: тогда будет
польза как целым общинам, так и отдельным семьям от законнорожденных детей.
Сходиться же с замужними женщинами закон запретил, как гнуснейшее зло. Жить с
женою отца своего, с тетками своими, сестрами или женами детей своих –
преступление противоестественное. Моисей также запретил общение с женщиною
менструирующею, скотоложство и мужеложство, указав на весь позор таких
преступлений. За нарушение всех этих постановлений Моисей определил в наказание
– смерть336.
2. Священнослужители должны вдвойне отличаться нравственною чистотою, и
потому на них не только распространяются все общие запрещения, но им запрещено
жениться на публичной женщине, на рабыне, на военнопленной, на продавщицах или
служанках в гостиницах, равно как на всех тех женщинах, которые по каким бы то
ни было причинам были со своими мужьями. Первосвященнику было з
|
|