|
Иосиф Флавий
Иудейские древности
Аннотация
Эта книга не переиздавалась на русском языке почти сто лет. Написана же
она была около двух тысячелетий назад и пользовалась популярностью у читателей
всех предшествующих исторических эпох. Ее читали в разных странах, на разных
языках, читали люди, принадлежавшие к разным культурам и вероисповеданиям.
Книга многократно переписывалась и переводилась, а с изобретением
книгопечатания часто издавалась. Написанная авторомиудеем, она стала
популярной среди христиан. И то, что «Иудейские древности» дошли до нас, – это
заслуга прежде всего христианской традиции.
Именно в этой книге находится хронологически первое нехристианское
упоминание об Иисусе Христе. Именно в ней, как и в «Иудейской войне», христиане
находили подробные характеристики многих персонажей, которые в Новом Завете
обрисованы весьма фрагментарно. Это – Ирод I (Великий), ИродАнтипа,
ИродФилипп, Иродиада, римские прокураторы Иудеи Понтий Пилат, Феликс, Порций
Фест, наместник Сирии Квириний и другие. В средние века произведения Иосифа
Флавия были, пожалуй, единственным источником, из которого можно было получить
дополнительные сведения о деяниях этих людей. А ведь именно с ними пересекались
судьбы главных героев христианского Нового Завета. «Иудейские древности», равно
как и «Иудейская война», давали христианской мысли богатый и уникальный
материал о той ситуации в Палестине, да и в других регионах Римской империи,
где жили и действовали Иисус и апостолы. Иудея – родина христианства, и это,
несомненно, вызывало у христиан повышенный интерес к ее истории, особенно
новозаветного времени...
Предисловие издателей
Эта книга не переиздавалась на русском языке почти сто лет. Написана же
она была около двух тысячелетий назад и пользовалась популярностью у читателей
всех предшествующих исторических эпох. Ее читали в разных странах, на разных
языках, читали люди, принадлежавшие к разным культурам и вероисповеданиям.
Книга многократно переписывалась и переводилась, а с изобретением
книгопечатания часто издавалась. Написанная авторомиудеем, она стала
популярной среди христиан. И то, что «Иудейские древности» дошли до нас, – это
заслуга прежде всего христианской традиции.
Именно в этой книге находится хронологически первое нехристианское
упоминание об Иисусе Христе. Именно в ней, как и в «Иудейской войне», христиане
находили подробные характеристики многих персонажей, которые в Новом Завете
обрисованы весьма фрагментарно. Это – Ирод I (Великий), ИродАнтипа,
ИродФилипп, Иродиада, римские прокураторы Иудеи Понтий Пилат, Феликс, Порций
Фест, наместник Сирии Квириний и другие. В средние века произведения Иосифа
Флавия были, пожалуй, единственным источником, из которого можно было получить
дополнительные сведения о деяниях этих людей. А ведь именно с ними пересекались
судьбы главных героев христианского Нового Завета. «Иудейские древности», равно
как и «Иудейская война», давали христианской мысли богатый и уникальный
материал о той ситуации в Палестине, да и в других регионах Римской империи,
где жили и действовали Иисус и апостолы. Иудея – родина христианства, и это,
несомненно, вызывало у христиан повышенный интерес к ее истории, особенно
новозаветного времени.
Но, разумеется, целью автора было отнюдь не описание первохристианских
реалий. В «Иудейских древностях» излагается история еврейского народа с
древнейших времен до начала Иудейской войны в 66 году н. э., причем освещается
она на широком фоне всемирной истории – в той степени, конечно, в какой она
была известна автору.
«Иудейские древности» – это вторая и самая крупная работа Иосифа Флавия.
Судьба этого человека необычна. Настоящее его имя Иосиф бен Маттафия (Йосеф бен
Маттитьяху). Он еврей, родился в Иерусалиме в первый год правления римского
императора Гая Калигулы (то есть между мартом 37 и мартом 38 года и. э.).
Происходил из знатной еврейской семьи. В детстве и юности получил традиционное
образование, в основном религиозное. В молодости увлекся изучением различных
направлений в иудаизме. Три года жил в пустыне с ессеями, но затем вернулся в
Иерусалим – возможно, потому, что не выдержал трехлетнего испытательного срока,
установленного ессеями для своих приверженцев. Сохранив симпатии к ессеям,
Иосиф все же стал сторонником фарисеев и был им до конца своей жизни. В
двадцатитрехлетнем возрасте он отправился в Рим, где пробыл несколько лет.
Грандиозность и пышность великого города поразили его.
Когда Иосиф возвратился на родину, там уже шла освободительная война
против римского гнета. В этой войне 6673 годов н. э., которую благодаря Иосифу
Флавию стали называть Иудейской, переплелось еврейское
национальноосвободительное движение против римлян, превративших с 6 года н. э.
Иудею в свою провинцию, с социальной и религиозной борьбой внутри самого
иудейского общества. Иосиф бен Маттафия был назначен командующим войсками
повстанцев в Галилее, через которую римляне направили свой главный удар. Иосиф
действовал медленно, нерешительно, а когда римляне разбили восставших в Галилее,
он сдался в плен. Там он предсказал римскому полководцу Веспасиану, что тот
вскоре станет императором. Так и произошло – в усобицах, последовавших за
смертью Нерона, победил тот, под чьим командованием находились самые крупные
в
|
|