|
коне в мужской одежде,
а ее ребенок-
принц был привязан у нее за спиной. Вир Нараян был убит, и она сама была ранена
двумя
стрелами. Тогда она вонзила кинжал себе в грудь и погибла, но до последней
секунды она
защищала часть рода и права наследника на власть. В крепости Чаурагарх женщины
клана
совершили джаухар.
Чанделлы были великолепные строители. У них была своя особая технология
каменного
строительства. В Калинджаре сохранился старинный форт — мощный, очень большой,
сложенный
из прекрасно отесанных и пригнанных друг к другу без какого-либо скрепляющего
раствора
огромных каменных блоков. Они умели строить пруды, каменные набережные,
подземные хра-
нилища и многие другие надежные сооружения.
На каком-то этапе своей истории Чанделлы были джайнами, и поэтому среди
построенных в XI
в. храмов Махобы и Каджурахо есть джайнские храмы.
ХУНА, ХУН. Кула Лунной Линии, входящая в число тридцати шести «царских кул».
Уже в
восемнадцатом веке это была практически вымершая кула. Однако разные ученые, из
книги в
книгу всегда упоминают эту кулу, т. к. считают, что ее название сохраняет
память об ордах
гуннских (эфта-литских) кочевников.
БАНАПХАР. Кула Лунной Линии. Знаменитая в литературе радж-путская группа:
подвиги
братьев Алха и Удая из клана Банапхар описываются в «Балладах об Алхе». Они
воевали на
стороне Пармала Чанделла. Эта поэма известна всем раджпутам в Бунделкханде,
потому что
Банапхар — это местная кула. Банапхар — кула не самого высокого уровня престижа.
ТОМАР, или Туар. Кула Лунной Линии. Одна из тридцати шести «царских кул».
Знаменитый
клан правителей Дели в XII в. — Томары. Традиционно считается, что Томары
происходят от
героев Махабхараты Панду и Юдхиштхиры. Якобы к этой куле принадлежал знаменитый
правитель Удджайна Викрамадитья, создатель «эры Викрама» (57 г. до н. э.),
начала
традиционного летосчисления в Индии. Считается, что именно Ананга Пал Томар в
792 или 736
гг. возродил дотоле пребывавший в запустении и заброшенности многие сотни лет
город
Индрапрастху под именем Дхиллика; теперь это город Дели. Страна его называлась
Харияна;
за ним была череда из двадцати преемников, и при последнем из них, тоже Ананга
Пале Томаре
в 1164 г. угасла звезда этой индийской династии. Престол перешел к Чауханам:
Вишала Деву и
Притхвираджу, сыну дочери этого последнего Томара. В. Смит считал, впрочем, что
Дели был
построен в 993—994 гг., и что Ананга Пал построил Красный Шорт около 1050 г. и
перенес туда
железную колонну Чандрагупты Викрамадитья € ее первоначального места.
После утраты Дели Томары (Туары) практически не имели никаких владений на
равнинах, но
многие гималайские горные раджи прослеживают свое происхождение от них.
Например,
правители Чамбы, Сирмура и даже Кашмира возводили себя к клану Томар делийскому.
Думается, что привязка именно к этой куле не может быть случайностью. Горные
раджи вполне
могли происходить от того же древнего этнического элемента, который выделил из
себя этот
древний исторически важный раджпутский род и кулу. Во всяком случае, в
Гуджарате и
Раджпутане их практически никогда не было — все исследователи единогласно
называют их
родовым гнездом Дели и говорят, что невозможно проследить их происхождение.
Поэтому
получается, что любое племя, пришедшее к власти в этих исторических и эпических
местах, должно
было претендовать на происхождение от героев Махабхараты.
На мой взгляд, эту раджпутскую кулу с полным основанием можно назвать
кшатрийской, как
происходящую от древнейших элементов населения Арьяварты.
В XIV—XV вв. Томары правили в Гвалиоре, но потом утратили его. Это произошло
при
Бабуре. Последний Томар, правитель Гвалиора раджа Викрамджит погиб в первой
Панипатской
битве, сражаясь на стороне Ибрагима Аоди. Когда через некоторое время в Гвалиор
явился сын
Бабура Хумаюн — за добычей, он получил в свое владение великий алмаз Кох-и
|
|