|
ешний Тамильнад. Борьба ю Чолами и
постоянные попытки удержать господствующее положение в Северной Индии ослабили
Раштракутов, и в 973 г. власть их была свергнута Тайлапой П. Своей столицей он
сделал Кальяни. Падение могущества Раштракутов позволило Чолам доминировать в
Южной Индии на протяжении двух столетий. Чолы в XI в. переживали пору расцвета.
При Раджарадже I (985 — 1015 гг.) и Радженте I (1015 — 1044 гг.) Чолы
продолжительное время воевали с Восточными Чалукьями из Венги, сделали их
своими вассалами, но окончательно покорить их не смогли. Зато Чолы захватили
Цейлон, где прочно и надолго обосновались. Часть нынешнего населения Цейлона —
тамильского происхождения. Кроме того, Чолы вели борьбу с государством
Шривиджайей, центр которого был на Суматре и которое владело также частью Явы н
Малаккского полуострова. В 1025 г. Чолы захватили столицу Шривиджайи и
значительную часть ее владений, но потом были оттуда изгнаны. В Индии в состав
государства Чолов входила территория нынешнего Майсура и Кералы. Чолы нанесли
несколько поражений Чалукьям из Кальяни и совершили длительный военный поход в
Ориссу и Бешгалию, достигнув, по преданиям, Ганга.
Обладая могущественной армией и сильным флотом, имея торговые связи с
Шривиджайей и странами Аравийского моря, Чолы были чрезвычайно богаты. Они
построили великолепные храмы ((например, в Чидамбараоде). Появились
многочисленные бронзовые статуэтки богов. В 1070 г. династии Чолов и Восточных
Чалукьев из Венги слились. К началу XII в. держава Чолов охватывала почти всю
Южную Индию к югу от рек Кришна и Тунгабхадра, а на востоке — до реки Года-веря.
Однако происходивший процесс феодализации способствовал распаду империи Чолов.
На окраинах этого государства выросли самостоятельные княжества, которые хотя ж
были подвластны Чолам, но совершенно не считались с центральным правительством,
вели между собой войны, заключали союзы и т. п. Постепенно на юге Индии
укрепились Хойсалы из До-расамудры, Ядавы из Девагири, Какатьи из Варангала и
Пан-дии, захватившие власть в Южном Тамильнаде. Чолы в конце XII в. владели
лишь незначительным княжеством в районе Танджура.
Ядавы достигли зенита своей славы в правление Сингханы (1200—1247 гг.). Их
государство охватывало всю территорию Западной Индии между реками Кришна и
Нарбада.
Еще больше раздробленность проявлялась в Северной Индии, где боролись между
собой государства Чауханов (со столицей то в Аджмире, то в Дели) и Гахадаванов
(на территории нынешних Уттар Прадеша и Бихара). Однако после нападения армий
из Хорасана эти государства распались. В XII в. в Северной Индии осталось лишь
крупное государство Сенов в Бенгалии.
Начиная с XI в. Индия стала подвергаться разрушительным набегам
мусульманских завоевателей. С начала XIII в. они стали присоединять
значительные индийские территории. Это создало в Индии совершенно новую
обстановку.
Развитие феодальных отношений (VI—XII вв.)
Пока на политической сцене происходила калейдоскопическая смена государств и
правителей, велись войны, в социально-экономической жизни индийского общества
происходил длительный и постепенный процесс феодализации. Он совершался в двух
направлениях. С одной стороны, все больше земель, приносящих ренту, раздавалось
в пожалование. Получившие такую землю приобретали все больше прав как по
отношению к центральной власти, так и по отношению к зависимому от них
населению С другой стороны, в среде самих крестьян должностные лица общины (в
первую очередь старосты) все чаще выделялись из числа рядовых общинников,
большее значение приобретали их функции по раскладке податей в деревне. Таким
образом, если раньше главной для них была защита интересов сельской общины, то
теперь на первый план выступала их роль как сельских администраторов, входящих
в состав государственного аппарата Распоряжаясь важнейшими общинными делами,
часто деревенским фондом необрабатываемых земель, прикупая землю, пользуясь
бесплатными услугами других деревенских жителей, иные старосты постепенно сами
превращались в мелких феодалов, и их фактический статус лотом узаконивался
правительственными указами Однако этот процесс выделения феодалов из среды
рядовых земледельцев весьма слабо отражен в исторических документах.
Подавляющее большинство грамот, дошедших до нас от VI — XII вв.,
рассказывают о дарениях в пользу брахманов с целью приумножить религиозные
заслуги правителя. Это были дарения «навечно», и фиксировались они на
долговечных материалах, главным образом на бронзовых табличках. Однако те
немногие светские пожалования, которые также были записаны не на пальмовых
листах (обычный материал для письма в Южной Индии), а на бронзе, однотипны с
дарениями брахманам, хотя не исключено, что существовали пожалования,
обусловленные сроком службы.
Как правило, дарения, особенно в Бенгалии, производились сюзереном. Однако в
Северной Индии, в империи Гурджара-Пратихаров, дарения часто делались вассалам,
владения которых расположены на окраинах, с согласия или без ведома центральных
властей. Эти дарения становятся особенно многочисленными после упадка крупных
государств в X в.
Перечисленные в грамотах феодальные титулы различных начальников —
владетелей, глав районов, округов и т. п. — указывают на существование развитой
феодальной администрации, особенно в Бенгалии. На севере таких административных
лиц значительно меньше: очевидно, там вассалы отличались большей
самостоятельностью.
Получатели земель все чаще наделялись административным и судебным
иммунитетом им предоставлялось право судить подвластное население «за десять
видов преступлений», которые признавало тогдашнее правосудие; часто
государственным чиновникам запр
|
|