|
кушанской эпохе. Наши знания о развитии санскритской литературы в первые века
нашей эры основываются на произведениях, созданных в гуптский период. Однако,
согласно традиции, ко времени Канишки (начало II в. н. о.) относится творчество
Ашвагхоши — замечательного писателя и драматурга, одного из создателей
буддийской санскритской литературы и крупного философа. Многие из сочинений
Ашвагхонш до сих пор нам еще неизвестны, но сохранились во фрагментах следующие
его поэмы на санскрите: «Буддхачарита» («Жизнеописание Будды»; известен полный
текст в китайском и тибетском переводах), «Саугадарананда» («Сундари и Нан-да»)
и драма «Шарнпутрапракарана» («Драма об обращении в буддизм Шарипутры»). Уже в
древней Индии эти сочинения Ашвагхоши пользовались большой популярностью, и
побывавший в Индии в VII в. буддийский паломник И-цзин писал о том, что
сочинение «доставляет сердцу читателя настолько большое удовольствие, что он не
устает постоянно повторять «поэму»».
Хотя «Буддхачарита» и «Шарипутрапракарана» посвящены чисто буддийской
тематике и пропагандируют учение Будды, они высоко поэтичны и художественны.
Ашвагхоша следует эпической традиции и рисует жизнь, полную драматизма и
душевных переживаний.
Своими пьесами Ашвагхоша открывает историю древнеиндийской драматургии,
получившей блестящее развитие в творчестве Бхасы, Калидасы, Шудраки и др. С
именем Бхасы связывают 13 пьес, но, какие из них действительно были написаны
этим замечательным драматургом, сказать пока трудно. Бхаса тоже использует
эпическую традицию, хотя его пьесы построены уже по строгим законам драматургии.
Некоторые современные исследователи справедливо считают, что ряд пьес Бхасы
являются древнейшими образцами индийской трагедии. Это было, безусловно, смелым
нововведением Бхасы, выступавшим против установившихся канонов. Эту линию в
древнеиндийской драматургии продолжил Шудрака, автор пьесы «Мриччхакатика»
(«Глиняная повозка»). Здесь излагается история пылкой любви разорившегося купца
и гетеры.
Одной из жемчужин древнеиндийской литературы являются произведения Калидасы
(конец IV — начало V в. н. э.) — поэта, драматурга и писателя, творчество
которого — яркая страница в истории мировой культуры. Переводы произведений
Калидасы стали известны на Западе в конце XVIII в. и сразу же были с восторгом
приняты читателями. В России перевод части драмы Калидасы «Шакунтала» был
сделан писателем Н. М. Карамзиным в 1792—1793 тг. В предисловии к этой
публикации Н. М. Карамзин писал, что драма содержит высочайшие красоты поэзии и
величайшее искусство.
Перу Калидасы принадлежит, очевидно, значительное число сочинений, но пока
ученые располагают тремя драмами: «Шакунтала» (или «Узнанная по перстню
Шакунтала»), «Ма-Шлявикагнимитра» («Малявяка и Агнимитра»), «Викраморваши»
(«Мужество Урванш»), поэмой «Мегхадута» («Облако-вестник») и двумя эпическими
поэмами: «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары») и «Рагхувамша» («Род Рагху»).
В основе всех произведений Калидасы — образ человека с его переживаниями,
мирскими заботами, радостями и печалями. Это уже значительный шаг вперед по
сравнению с Ашвагхошей, создававшим идеализированный образ Будды н его верных
учеников. Многие из героев Калидасы — цари; поэт не только прославляет их
подвиги, но и осуждает их неблагородные поступки. Некоторые сочинения Калидасы
свидетельствуют о развитии поэтического эпоса — так называемой махакавьи. И в
драмах, и в поэмах Калидасы сюжет отличается драматизмом, а описание природы и
человеческих переживаний — особой лиричностью и гуманизмом. Не порывая с
предшествующей традицией, Калидаса во многих отношениях выступил как новатор.
Поэтому его творчество так понятно и близко народам Индии на протяжении многих
столетий.
Длительный период развития прошел и древнеиндийский театр. В эпоху Гуптов
стали появляться специальные трактаты о театральном искусстве, в которых
подробно разбирались задачи театра и театральных представлений, различные жанры
театральных сочинений и т. д.
До настоящего времени сохранился один из таких трактатов — «Натьяшастра»,
приписываемый Бхарате и датируемый учеными первыми веками нашей эры.
«Натьяшастру» справедливо называют энциклопедией древнеиндийского театра. В ней
дискутируются различные вопросы, связанные с театральным искусством, — об
архитектуре театра, игре актеров, видах драматических произведений, музыке,
технике сцены и т. д.
Когда Европа познакомилась с первыми образцами древнеиндийской драмы, то
многие ученые писали о том, что индийский театр имеет древнегреческое
происхождение. Однако теперь стало совершенно ясно, что театр в Индии возник
самостоятельно, независимо от внешних влияний. Более того, индийская
театральная традиция древнее античной и теоретически значительно богаче.
Литературные сочинения
В гуптский период были оформлены самые ранние из пуран — сборники сказаний о
богах, царях и героях, которые содержат мифологические и космологические
представления древних индийцев. Пураны создавались в течение длительного
времени, подвергаясь значительному изменению и редактированию.
Первыми веками пашей эры датируются некоторые дхар-машастры, такие, например,
как «Законы Яджнавалкыи».
Среди памятников санскритской литературы следует отметить «Панча-тантру»
(III—IV вв. я. э.) — сборник коротких рассказов и притч, очень популярный в
Индии и за ее пределами. Уже в раннем средневековье появились переводы
«Панчатантры» на пехлевийский, сирийский, арабский языки. На Ближнем Востоке
этот сборник был известен как «Калила и Димна». Позже с ним познакомились в
Европе, и влияние «Панчатантры» на восточную и европейскую литературы было
весьма заметным.
С гуптской эпохой можно связывать появление первых памятнико
|
|