|
опросу о ватшовой принадлежности рабов. Источники гуптсжои апохи
строго подчеркивают принцип шарновой принадлежности. Прежде воего защищались
брахманы и затем все «дважды рожденные». У Катьяны прямо говорится, что рабство
не распространяется на брахманов. Согласно Яджгнавалкье в рабство можно было
обращать человека более низкой варны, т. е. допускалась возможность обращения в
рабов кшатриев и вайшьев.
В этот период особенно остро встал вопрос об отпуске рабов на волю, и
неслучайно поздние шастры уделяют этому большое внимание. Условия освобождения
рабов, особенно временных, были значительно облегчены. «Законы Нарады» подробно
описывают обряд освобождения. Хозяин разбивал сосуд с водой, окроплял голову
раба и объявлял его свободным. Раб, который попадал в рабство из-за нужды (за
пищу), должен быть освобожден, если он отказывался от питания. Если человек
становился рабом за долги, то после выплаты суммы долга с процентами ему должны
были вернуть свободу.
Значительно меняется и положение свободных земледельцев. Если вначале
передавалась иросто земля, то затем вместе с землей даруются и люди, сидящие на
этой земле. В одном из древнейших свидетельств такого рода — Паллавской надписи
3 в. н. э говорится, что издольщики остаются прикрепленными к земле и после
передачи ее брахманам. Постепенно ота практика стала распространяться и на
ранее свободных земледельцев-общинников, превращая их в зависимых крестьян. В
прамоте Вакатаков V в. н. э. приводится случай, когда даруются четыре двора,
предназначенные для обрабатывающих землю (для каршаков), т. е. земледельцы
передаются новому владельцу. К середине первого тысячелетия н. э. в Индии
сложился феодальный уклад, который, постепенно развиваясь, превращал индийское
общество в общество феодального типа. В VI—VII вв. н. э. феодальные отношения
стали ведущими и господствующими в общей многоукладной структуре индийского
общества.
Ремесло и ремесленные организации
Более высокого уровня развития в первые века нашей эры достигло ремесленное
производство. Своим искусством славились индийские металлисты и литейщики. До
сих пор остается загадкой, каким образом им удалось в V в. сделать железную
колонну (высотой более 7 м и весом более 6 т), которая, несмотря на влажный
климат, не подвергалась коррозии и ржавчине. В «Милинда-панхе» упоминаются в
качестве особых ремесел работы по золоту, железу, свинцу, олову. Ремесленники
этих специальностей работали отдельно друг от друга. Значительную группу
составляли царские металлисты и оружейники. Контроль государства над этой
прослойкой ремесленников был, очевидно, особенно строгим: царь считался
собственником всех полезных ископаемых, и право добычи металлов принадлежало
ему. Кроме того, производство оружия привлекало особое внимание центральной
власти.
Большим разнообразием отличались изделия из железа. Для рассматриваемого
периода можно проследить некоторое влияние греко-римских и среднеазиатских
традиций в изготовлении оружия (например, оружие в Такеиле и других
северозападных областях изготовлялось по сакскому образцу), яо в целом
металлисты следовали местным традициям. Железные и стальные изделия были очень
высокого качества и широко экспортировались. В «Перилле Эритрейского моря»
упоминается о вывозе индийского железа и стали в порты Африки. В этом сочинении
говорится и о вывозе меди. Высоким искусством отличались металлурги. Изделия
ювелиров ценились далеко за пределами Индии. В Таксиле находились, очевидно,
иноземные ювелиры или ремесленники, знакомые с эллинистическими традициями, так
как многие из обнаруженных здесь ювелирных изделий имеют сходство с изделиями
из Египта, Сирии. В восточной же Индии внешнее влияние было незначительно.
Дальнейшее развитие получило ткачество, особенно изготовление изделий из
хлопчатобумажных тканей. Эти ткани наряду с шелковыми вывозились на Запад, где
ценились очень дорого. В индийских источниках первых веков нашей эры
упоминаются различные виды хлопчатобумажных тканей разной расцветки. Античные
авторы отмечали, что индийский хлопок очень светлый, более чистый, чем в других
местах. Особенно известны были бенаресские ткани и тонкие хлопчатобумажные
ткани из Бенгалии, о которых упоминал «Перилл Эритрейского моря». На севером
ападе производили и шерстяные ткани. Большим спросом ,в эллинистических странах
и в Риме пользовались специи, благовония, изделия из слоновой кости. Продолжало
развиваться и производство стекла. Из него изготов л ял и посуду и украшения.
В кушано-гуптскую эпоху проходило дальнейшее развитие ремесленных
организаций — шрени. Появляются такие формы объединения, как партнерство, о чем
упоминают шастры. Ремесленные объединения играли важную роль в экономнее ской
жизни, и [государство старалось поставить их деятельность под свой контроль.
Однако шастры требовали от царя уважать законы шрени и защищать их
собственность. Самостоятель ность шрени в этот период была столь значительной,
что они, судя по надписям, могли сами заключать договоры с частными лицами и
даже вступать в соглашения с центральной властью. Шрени получали под проценты
деньги от индивидуальных заказчиков. Некоторые из шрени были весьма богатыми и
могли дарить буддийским монахам очень дорогие подарки, даже це лые постройки.
Шрени имели собственные печати и символы Несколько таких печатей с надписями
было обнаружено археологами при раскопках поселений первых веков нашей эры.
Торговля
В рассматриваемый период особого развития достигли внутренняя и внешняя
торговля. Были освоены многие необжитые районы, совершенствовался транспорт,
улучшались торговые пути. Связи между отдельными областями стали более тесными.
Хозяйственная специализация отдельных областей и зон делала необходимым
постоянный обм
|
|