Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
ась на несколько 
местных династий, одна из которых приобретает наибольшее влияние — так 
называемые Вакатаки из Ватсагульмы (Южный Берар). Но и эти боковые ветви 
просуществовали недолго и вынуждены были признать власть сильного государства 
Чалукьев. 
   Наряду с Баштанами большую роль в по-лирической жизни Декана после падения 
Сатаваханов играли также государства Паллавов и Иктнваков, но данные источников 
об этих государствах, к сожалетаию, немногочисленны. Столицей Паллавов был 
город Канчшзурам, северная граница проходила по реке Крпшпе. Паллавам 
приходилось не раз сталкиваться с Гуптамн. В Андхре в это время правила 
династия Икшваков, заключивших союз с Западными Кшатрапами против Паллавов, по 
победа осталась все же за Паллавами. 
      Паллавы и государства крайнего юга
   На крайнем юге в первые века пашей эры продолжали существовать крупные 
государства Чора, Пандья, Чола, о которых упоминали еще надписи маурийского 
царя Ашоки. Эти государства вступили IB непосредственные отношения ic Римом, 
основавшим на юге Индии свои торговые фактории. К сожалению, мы почти ничего не 
знаем о политической истории этих государств, хотя в первые века нашей эры 
появились местные источники на тамильском языке. В IV—V вв. н. э. написан 
замечательный памятник тамильской литературы — «Курал», затем поэтические 
ттоэмы, грамматические трактаты и т. д. 
   Имеющиеся материалы эпиграфики дают возможность в общих чертах представить 
систему управления, существовавшую в государствах Декана и Южной Индии в первые 
века нашей эры. 
   Сатаваханы и Вакатаки создали хорошо организованную систему центрального 
управления. Империя делилось тта провинции, а те в свою очередь — на округа. 
Существовал большой штат различных чиновников, например ведавшие 
продовольствием, главные писцы, военачальники, деревенские чиновники. 
   Имеются некоторые данные о религиозной политике Сатаваханов, Вакатаков и 
других южноиндийских династий. Сатаваханы оказывали покровительство буддистам. 
Возможно, что с Сатаваханами было связано творчество известного буддийского 
философа Нагарджуны. Китайский путешественник Сюапь-цзан сообщал о том, что 
Нагар-джуна даже жил при дворе Сатаваханов. 
   Кроме буддизма и джайнизма значительное распространение получил и индуизм. В 
надписях Вакатаков говорится о том, что царь Рудрасена I был шиваитом, а 
Рудрасена II — вишнуитом. Этот религиозный синкретизм составлял одну из 
специфических черт культурного развития Декана и Южной Индии в древности и 
раннем средневековье. 
Эконономическое развитие и социальная структура
      Сельское хозяйство
   Кушано-гуптокий период был отмечен дальнейшим прогрессом в развитии 
сельского хозяйства, особенно земледелия. Расчищались новые земельные участки, 
осушались болота, роль земледельческого хозяйства постоянно возрастала. 
Государство старалось заинтересовать земледельцев в освоении необработанных 
земель, лоспых массивов. В «Милинда-панхе» и «Законах Ману» проводится мысль о 
том, что тот, кто очистит лес и сделает земельный участок пригодным для 
обработки, становится его собственником. 
   В богатых влагой областях выращивали рис. Это прежде всего Бенгалия, Ассам, 
Орисса, левобережье Южной Индии. 
   В этот период извесъны были многие сорта риса. В словаре «Амаракоша» 
перечисляются разные виды земель, пригодные для выращивания риса, пшеницы, 
ячменя, сезама. Амарасил-ха — автор этого словаря — звал о бобовых, чечевице, а 
также об огурцах, бетеле, луке, чесноке, тыкве. Широко практиковались посадки 
сахарного тростника. 
   Юг славился перцем и специями. В античных источниках южные области 
назывались даже страной перца. Земледельцы получали по два-три урожая в год; 
многие злаки уже экспортировались. В «Перипле Эритрейского моря» (II в. я. э.) 
говорится о вывозе риса и пшеницы. В 'более поздних трактатах специально 
подчеркивалось, что с тех, кто обрабагыват пустоши и проводил в связи с этим 
большие работы по орошению, царь не должен требовать налоги до тех пор, пока 
они не получат выгоду, в два раза большую по сравнению с затратами. Интересно, 
что в эпиграфике эпохи Гуптою часто упоминается о покупке пустошей, что было, 
очевидно, выгодно и к тому же стимулировалось государством. 
   В этот период в Индии появляются и новые сельскохозяйственные культуры, 
которые пронщии сюда из других стран. Дальнейшее развитие получила техника 
земледельческих работ. Плуг становится основным орудием земледельцев. В 
«Законах Врихаспати» говорится о железном лемехе для плуга определенного веса, 
а Амарасипха Б своем словаре приводит подробное описание плуга. Широкое 
распространение получили железные земледельческие орудия, появляются новые виды 
орудий. В Такоиле в слое I в. н. э. были обнаружены кетмени 'нового, более 
совершенного типа. Возможно, в этом сказалось зарубежное влияние, так как 
подобные образцы лопат в это время были распространены в странах, на которые 
оказали влияние культурные традиции Рима. Кроме лопат, так-оилъский материал 
представлен новыми формами серпа и мотыги. 
   В индийских источниках сохранились описания и земледельческих работ. Хорошим 
земледельцем считался тот. кто обрабатывал почву по два и три раза до посадки. 
После сбора урожая в особых помещениях зерно отделяли от соломы. Затем в 
специальной ступке толкли его, с помощью корзины отделяли от шелухи, сушили и 
засыпали в амбары. 
   В рассматриваемый период получает особое развитие садоводство, появляются 
новые сорта фруктов и овощей (например, персики, груши). Древние индийцы знали 
манго, апельсины, виноград, бананы. Широкое распространение получила кокосовая 
пальма, особенно (в прибрежных районах. Судя по надписям II в. л. э., в этот 
период появляются целые плантации собственность. Рост частного землевладения 
аких пальм. В источниках даются советы по охране фруктовых деревьев, их 
обработке специальными маслами и удобрениями. В шастрах приводятся 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-