|
знаем, как долго продержалась там власть кушанских царей.
Ясно лишь, что при Канишке Кушанская держава стала одной из сильнейших держав
древнего мира, конкурируя уже с Китаем, Римом и Парфией. В этот период связи с
Римом стали весьма оживленными. Возможно, что к Кушанам относится сообщение
античных авторов об индийском посольстве в Риме в правление императора Траяна
(99 г. и. и.).
Многие китайские и индийские источники рисуют Канишку верным последователем
буддизма и с его именем связывают созыв буддийского собора в Кашмире (так
называемый IV буддийский собор). Возможно, что Канишка действительно
поддерживал буддизм, хотя в принципе он проводил политику религиозной
терпимости. Об этом ясно свидетельствуют его монеты, на которых изображались
индийские, эллинистические и зороастрийские божества. Буддизм не был при
Канишке государственной религией, а изображение Будды всего несколько раз
встречается на его многочисленных монетах.
Всё большее значение в этот период приооретает бактрийский язык (он
становятся общегосударственным), развивается бактрийская письменность (на
основе греческого письма). Она вытесняет письмо кхароштхи и на монетах, которое
рань-иге применялось также для эпиграфики. Несколько лет назад в Северном
Афганистане (в Сурх-Котале) была обнаружена значительная но размеру надпись на
бактрийском языке, относящаяся к нориоду Канишки. В надписи рассказывается о
сооружении святилища, возможно династийного акрополя Кушан. Одним из самых
сложных до сих пор остается вопрос о кушанской хронологии, в том числе об
установлении даты правления Кантики. Исследователи называли разные даты: 78 г.
н. э., 103 г. п. о., НО г. н. э., 144 г, н. э., 248 г. н. э. и даже 278 г. н. э.
, т. е. разрыв достигал двух столетни. В настоящее время наиболее убедительной
представляется точка зрения о датировке «эры Канишки» первой четвертью II в. н.
э
Наследники Канишки и упадок империи
Среди преемников Канишки наиболее известными были Хувишка и Васудэва, В этот
период Кушаны основное внимание уделяют индийским территориям в долине Ганга.
Им становится все труднее удерживать под своей властью провинции на
северо-западе. Можно говорить об активной индианизацип Кушан в это время; они
усваивают индийские традиции, вступают в очень тесный контакт с местным
населением. Царь Васудэва был последователем шиваизма. Большая часть надписей
Васудэвы обнаружена в районе Матху-ры, которая стала играть особую роль в
политической и культурной жизни империи.
Еще при Васудэве стали заметны черты начавшегося упадка Кушанской державы.
Его наследники уже вели упорную борьбу как с сильной державой Сасанидов, так и
с местными династиями, которые утвердились в этот период в различных районах
Индии. Кушаны вынуждены были признать самостоятельность династии Нагов,
правивших в Матхуре, и царей Каушамби. Они потеряли и области Центральной Индии.
Наиболее упорной была борьба Кушан с Сасанидским Ираном в середине III в н. э.,
когда при Шапуре I (241 — 272 .гг. н. э.) в состав Сасанидской державы вошли
западные области Кушать окой империи. В знаменитой надписи Шапура I, дошедшей в
трех версиях — средне персидской, парфянской и греческой и датируемой 262 г, н.
э., говорится, что этот «царь царей Ирана и не-Ирана» владел землями Кушан
вплоть до Пашка-бура (Пегпавера) и дальше до границ Каша (Кашгара), Сог-да и
Шаша (Ташкента). Но сасаяидджий правитель над ку-шансними территориями в это
время еще, очевидно, не был назначен, п лишь позднее, в последней четверти IV в.
, стали чеканить особые кушано-сасанидские монеты, которые выпускались
сасанидскими наместниками в принадлежавших им кушанских областях.
К концу правления династии Кушанам принадлежали лишь области Гандхары. Затем
почти все индийские владения Кушан стали частью империи Гупгов.
Кушанский пантеон и развитие культуры
Период Кушан оставил значительный след и развито культуры
историко-культурном развитии многих районов древнею миру. В рамках единой
империи были объединены разные пароды, проходил процесс создания общих традиции,
устанавливались тесные связи не только внутри Кушанского государства, ло и с
Римом, странами Юго-Восточной Азии, Дальним Востоком, Кушанская культура
вызревала на основе синтеза различных традиций, хотя сохранялись и местные
художественные отколы. Происходило освоение лучших античных традиций.
Новые раскопки советских ученых в Средней Азии обогатили науку важными
материалами о развитии здесь местных школ архитектуры и скульптуры. Особое
место в кушапском искусстве занимала бактрийская школа, оказавшая влияние на
кушанское искусство в целом.
Этническая и культурная пестрота населения Кушанской империи получила
отражение в кушанском пантеоне, который хорошо известен по нумизматике.
Особенно представителен пантеон на монетах Канишки и Хувишки, где выделяются
три группы божеств — иранского, эллинистического и индийского пантеонов. Среди
иранских божеств бог Митра, богиня плодородия Ардохш, божество луны (Мао), бог
войны Вретрагна и верховный бог Ахурамазда. Эллинистические божества
представлены Гефестом, Селеной, Ге-лпосом, Гераклом. Среди индийских божеств
наиболее популярны Шива, Маасена, Скандакумара.
Синкретичный пантеон, засвидетельствованный на монетах Канишки и Хувишки,
являлся отражением процесса становления общекушанских культурных традиций и
свидетельствовал о политике религиозной терпимости, проводимой этими царя-мп.
Даже после распада империи многие общие традиции, связи между областями бывшей
империи еще долго сохранялись. Наследие кушанской эпохи оказывало заметное
влияние на даль
|
|