Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
 превратил 
буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была 
веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода 
своего царствования. 
   В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путем 
насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, 
Ашока дарил пещеры адживbrам, которые были в этот период одними из главных 
соперников буддистов я пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов 
известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к 
брахманам. Можно предполагать, что Ашока в определенной мере был вынужден вести 
политику религиозной терпимости — еще слишком сильны были ортодоксальные и 
другие (наряду с буддизмом) реформационные течения. Именно политика религиозной 
терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных 
сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с 
адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в 
последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал 
проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у 
приверженцев других религий и привело к тяжелым для царя и его власти 
последствиям. 
   В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской 
общиной и, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против 
адживиков и джайнов. 
   Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период 
резко осложнились. Определенные трудности возникали и среди самих буддистов: 
источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В 
связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он 
издает специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, 
которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины. 
Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские 
тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвященных 
преимущественно дисциплинарным вопросам. 
   Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре 
состоялся 3 буддийский собор. 
   Одной из отличительных черт религиозной политики Ашоки являлось то, что он 
старался найти поддержку не только у буддийских монахов, но прежде всего среди 
широких слоев мирян — последователей буддизма. 
   В этом смысле можно сказать, что Ашока был первым царем Индии, который понял 
важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. 
Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам, которые, 
очевидно, не были детально осведомлены об основных понятиях буддийской доктрины 
и ее философских категориях. Поэтому в надписях даже не упоминается о нирване, 
четырех благородных истинах, восьмиричном пути и т. д. Главное — это 
практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о 
дхарме». Именно этические поло-жония, которые были хорошо известны мирянам, в 
том числе и не буддистам, находили широкую поддержку в массах, среди различных 
социальных групп. 
      Дхарма эдиктов Ашоки
   Под дхармой обычно понимались правила поведения человека и праведный образ 
его жизни, хотя этот термин в более узком смысле буддийского учения мог 
обозначать саму доктрину. 
   В этих двух значениях термин «дхарма» упоминается в эдиктах Ашоки. В 
большинстве надписей дхармой называется свод моральных принципов, а в 
собственно буддийских эдиктах — учение Будды. Эти моральные правила в основном 
включали послушание родителям, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых 
существ и т. д., т. е, они касались норм поведения человека, не являясь 
специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма или какого-либо другого 
религиозного течения. Это были традиционные этические положения, хорошо 
попятные различным слоям населения независимо от этнической и религиозной 
принадлежности. Некоторые ученые ошибочно считают эти правила чисто буддийскими 
религиозными принципами, хотя буддизм действительно оказал немалое влияние па 
трактовку дхармы в эдиктах Ашоки. Показательно, что в греческих вариантах 
эдиктов царя слово «дхарма» передано греческим термином, означающим благочестие,
 а не религиозную веру. В этом же общем плане трактовался в эдиктах Ашоки 
вопрос о результатах, которых достигает человек, последовательно соблюдая 
принципы дхармы. Стойкому и верному в дхарме обещались милость царя, 
'благополучие и достижение неба (сварги). Последнее положение было 
хорошо-попятно широким слоям населения: оно былй и Южной Индии 
упрочились В трудах грамматиков Катьяяпы (IV в до н. э.), а затем Патанджали 
встречаются названия областей Южной Индии. Североиндийская (культура все больше 
проникает на юг, налаживаются экономические связи Этот процесс особенно 
усиливается, когда некоторые области Южной Индии вошли в состав империи Маурьев.
 В «Арnхашастре» уже содержится много сведений о товарах из Южпои Ипдии, а 
также торговых путях, проходящих по ее территории. 
   В эпохe Маурьев буддизм начинает проникать на юг, о чем свидетельствуют 
посвятительные буддийские надписи III— II вв. до н э , открытые в областях 
Декана. 
   После падения Маурьев ряд областей Декана, входивших в империю, начали 
борьбу за независимость, и Шунгам лишь силой оружия удавалось усмирять Ведарбху,
 хотя южная часть отой области все же получила самостоятельность. 
   Самым известным и сильным государством Декана в поел емаурийокий период было 
государство Сатаваханов, по мно-те страницы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-